Главная » 2017 » Февраль » 25 » 10 СОВЕТОВ начинающим школьным психологам
15:50
10 СОВЕТОВ начинающим школьным психологам

Для начинающего специалиста - ШКОЛА - хорошая возможность приобрести бесценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения различных психологических ситуаций. Однако возникает проблема: когда после института идешь работать в школу практическим психологом, первое время ты - в полном отчаянии: не знаешь, за что браться и с чего начинать.

Кто же такой практический психолог в море школьных проблем? Чем он должен заниматься в школе и кому подчиняется? На эти и на многие другие вопросы вы сможете найти ответы в советах для начинающих психологов.
Практический психолог - это специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации и оказывающий психологическую помощь участникам учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Такая помощь включает полный или частичный (в зависимости от ставки и специализации заведения) спектр направлений, предусмотренных соответствующими должностными обязанностями и определенных конкретной ситуацией.

СОВЕТ 1


Главный руководитель практического психолога в школе - директор. Именно ему психолог подчинен, и именно он дает указания.

СОВЕТ 2


У директора узнайте цели и задачи школы и составьте свой план работы в соответствии с ними. необходимо:
1. Изучить правовую базу (Положение о психологической службе системы образования, утвержденное приказом Министерства образования, права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога; приказы, письма министерства образования, регламентирующих работу психолога).
2. Узнать, какой видит работу психолога директор, детально прочитать и подписать свои должностные обязанности (это очень важно!), Если нужно - предложить свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотели бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями , обоснуйте свое мнение). Подробно обсудите с директором: кто и как будет контролировать вашу деятельность, сроки и формы текущей отчетности. Обсудите с директором график вашей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
3. Директор и завучи принимают участие в обсуждении вашего годового плана, ведь он является частью годового плана школы. Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью ваш годовой план, должностные обязанности, график работы.

СОВЕТ 3


В выборе приоритетов деятельности берите к работе основные моменты развития ребенка: 1-е классы (адаптация к школе), 4-е классы. (психологическая и интеллектуальная готовность к переходу в среднюю школу), 5-е классы (адаптация к среднему звену), 8-ые классы (острый период подросткового возраста и профильное обучение) 9-10-е классы (профориентация, психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ). Другие виды деятельности берите, если остается свободное время или в этом есть насущная необходимость.

СОВЕТ 4


Основные направления деятельности:
1. Диагностика. Перед диагностикой задайте себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?». Проводите ее в крайних случаях (рекомендую диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще наблюдайте за детьми, общайтесь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностики обсуждайте на психолого-педагогических консилиумах, что означает пути, эффективные для решения выявленных проблем.
2. Коррекционно-развивающая работа. Один из тех направлений, которое вызывает наибольшие трудности у психолога. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, которая дает возможность эффективно развивать ребенка, раскрывать и реализовывать его способности в различных сферах. Поскольку КРР должна основываться на глубоком понимании предмета коррекции, а также иметь под собой методологическую базу, начинающим практическим психологам в первый год своей работы советуем заниматься только развивающей работой.
3. Консультативное направление. Не ждите, что к вам сразу пойдут с вопросами, проблемами. Идите сами. Провели диагностику - обсудите (но под лозунгом «Не навреди ребенку») с учителем реальность выполнения ваших рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложите свою помощь. График вашей работы, часы консультации для детей, родителей, педагогов должны висеть на дверях вашего кабинета, в учительской, в фойе школы.
4. Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории и т.д.). Предложите классному руководителю 7-8-х классов провести тренинг общения, игру «Познай себя», заинтригуйте и учителя, и учеников. В учительской напишите оригинальное объявление о проведении родительских собраний по приблизительным темами, повесьте план-сетку (пустую) в месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и вы зафиксируете работу в месяц. Также можно с завучем по воспитательной работе проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц - одна параллель. Очень удобно и эффективно.
5. Диспетчерская работа (психолог рекомендует родителям, детям обратиться за консультациями к смежного специалиста: логопеда, психоневролога и т.д.).

СОВЕТ 5


В учительской уместно оформить свой стенд с оригинальным названием. Повесьте там план на месяц, план-сетку родительских собраний (пустую, учителя записывают), интересные статьи, которые будут помогать проводить тематические классные часы, популярные тесты для эмоциональной разрядки.

СОВЕТ 6


Материалы:
1. Папка с документацией:
• положения о психологической службе системы образования;
• должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора);
• перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, согласованные с методистом-психодогом методического кабинета или с главным специалистом городского управления образования);
• план на каждый месяц, заверенный директором;
• Этический кодекс психолога;
• приказы, письма, распоряжения, инструкции относительно психологической службы системы образования России.
2. Журналы:
• планы работы в неделю (если в этом есть необходимость)
• журнал ежедневного учета работы;
• журнал психологического анализа уроков (мероприятий);
• журнал проведения коррекционно-восстановительной и развивающей работы;
• журнал протоколов индивидуальных и групповых консультаций психолога.
Чтобы избежать рутины в ведении документации, заполняйте журналы в конце каждого рабочего дня (это отнимает примерно ЗО минут), обобщайте все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, какова эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультаций, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов и др.
3. Папки с материалами диагностики.
Материалы диагностики удобно хранить в папках по классам.
4. Папки с материалами по приоритетным направлениям работы:
• работа с родителями (материалы родительских собраний, консультаций, советов родителям и т.д.);
• работа с педагогическим коллективом (материалы педагогических совещаний, круглых столов, психологических консилиумы? и т.п.);
• работа с одаренными детьми;
• профилактика и другие папки по направлениям работы.
5. Папка с материалами детей «группы риска» и детей на внутришкольном учете.
Эта папка обязательно должно быть в психолога. Храните в ней списки этих категорий детей, психологические характеристики, индивидуальные карточки, результаты диагностики - то есть все материалы работы психолога с этой категорией учащихся.

СОВЕТ 7

Особенности построения взаимоотношений:

1. Психолог и школьная администрация. Трудности могут возникнуть из-за «вечный вопрос»: кому подчиняется психолог, перед кем отчитывается. Бывает, что директор наван¬тажуе психолога работой, которая не входит в его должностные обязанности. Что же делать? Внимательно изучите совет 2 настоящей статьи.

2. Психолог и коллектив учителей. Суть этих взаимоотношений - равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель - ребенок, его развитие и благосостояние. Общение с учителем должно основываться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в общую с вами деятельность. Так у вас появятся единомышленники.

3. Психолог и ученики. Открытость, улыбка, искренность, умение выйти из самой невероятной ситуации - все это обеспечивает ваш авторитет. Немаловажен и стиль вашего поведения: как приглашаете детей прийти на обследование, как идете по коридору, как реагируете на провокации, агрессию подростков.

4. Психолог и родители. Родители являются вашими первыми союзниками в решении всех проблем. Поэтому психолог должен быть открытым для общения с ними. Также стоит помнить, что углубленную индивидуальную диагностику, коррекционную работу можно проводить только с разрешения родителей.

5. Психолог и общественные организации. Связь с различными общественными организациями и центрами (центры занятости, наркологические диспансеры, службы по делам детей и молодежи, тренинговые центры, медицинские работники, благотворительные фонды), безусловно, поможет вам.

6. Психолог и социальный педагог. Если в школе есть также и социальный педагог, то в вашем заведении - полноценная социально-психологическая служба, которая, если вы сработались, может быть чрезвычайно эффективной.

СОВЕТ 8


Практическим психологам начинающим (и не только им) в перспективном планировании надо учесть такие приоритетные направления работы.
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста
1. Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
2. Знакомство с родителями будущих первоклассников на первом родительском собрании.
3. Участие в подготовительных занятиях с будущими первоклассниками: наблюдение, диагностический минимум.
4. Организация родительского всеобуча (последние родительские собрания): игры, рекомендации, тесты, которые могут использовать сами родители для развития и определения уровня подготовки своего ребенка.
5. Групповые консультации учителей, которые будут набирать первые классы, об особенностях обучения и воспитания шестилеток, адаптации детей к обучению в школе.
6. Индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников по их запросу.
7. Сотрудничество с практическими психологами соседних детских садов.
Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов в период адаптации к школе
1. Знакомство с первоклассниками, наблюдение за поведением учащихся на уроках и после них.
2. Просвещение родителей на родительском собрании об основных трудностях периода адаптации, тактику общения и помощи детям.
3. Анкетирование и (или) диагностика родителей первоклассников.
4. Организация психологической поддержки первоклассников с помощью игр на знакомство, снятия психологического напряжения.
5. Консультирование учителей, работающих в начальных классах по возникших проблем обучения и воспитания.
6. Психологическая диагностика (психологический минимум) учащихся первых классов: тревожность, самооценка, агрессивность и т.д.
7. Проведение консилиума по результатам диагностики и процесса адаптации первоклассников.
8. Групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении, поведении, общении с учителями и детьми.
9. Круглый стол по результатам адаптации первоклассника к условиям обучения в школе.
10. Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностики и другими вопросами адаптации учащихся к обучению в школе.
Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов при переходе к среднему звену
1. Психодиагностика для выявления учащихся с низким уровнем знаний.
2. Выступление на родительских собраниях «Как подготовить ребенка к обучению в 5-м классе».
3. Консультации будущих классных руководителей по результатам психодиагностики.
4. Коррекционно-развивающая работа с учащимися с низким уровнем знаний.
5. Выявление стиля работы классных руководителей учащихся 4-х классов для возможного подбора в 5-м классе классного руководителя с похожим стилем.
6. Участие в подборе классных руководителей с учетом стиля работы учителя начальной школы.
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся 5-х классов к среднему звену
1. Круглый стол с учителями, которые будут преподавать в 5-х классах «Поможем адаптироваться нашим пятиклассникам».
2. Наблюдение за учащимися 5-х классов на уроках и после них.
3. Проведение крупных психологических игр для сплочения коллектива.
4. Выступления на родительских собраниях - ознакомление родителей с особенностями младшего подростка, со спецификой новой учебной ситуации.
5. Проведение психодиагностического минимума с учениками 5-х классов.
6. Коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими признаки дезадаптации.
7. Индивидуальные консультации родителей по результатам исследования процесса адаптации, оказания помощи родителям в решении проблем обучения и воспитания.
8. Участие в психолого-педагогическом консилиуме по результатам психологического исследования и прохождения процесса адаптации пятиклассников.
Психологическое сопровождение учащихся в предпрофильной (7-ми классы), допрофильная (8-9-е классы) и профильный (10-11-е классы) периоды
1. Участие психолога в родительских собраниях на тему «Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения».
2. Семинар с педагогами «Возрастные и психологические особенности подросткового и юношеского возраста в условиях выбора профиля».
3. Профдиагностика учеников для изучения склонностей, способностей, интересов, выбора профиля обучения.
4. Просвещение родителей и учеников о профессиональных учебных заведениях и уровне профобразования, перспективные отрасли с учетом развития рынка труда.
5. Ознакомление родителей с итогами профдиагностическое работы с учащимися.
6. Ознакомление педагогических с итогами профдиагностическое работы с учащимися.
7. Ознакомление учащихся с итогами профдиагностической работы.
8. Консультации, беседы с родителями, учениками, поиски альтернатив.
Психологическое сопровождение профориентации
1. Оформление уголка профориентации в школе.
2. Изучение профессиональной направленности учащихся 9-х классов.
3. Изучение профессиональной направленности учащихся 11-х классов.
4. Групповые и индивидуальные консультации по результатам психологической диагностики профессиональной направленности учащихся 9-х и 11-х классов.
5. Сотрудничество с областным центром занятости.
6. Выступления на родительских собраниях по результатам профдиагностики учеников 9-х и 11-х классов.
7. Проведение профориентационных игр учениками 9-х и 11-х классов.
8. Коррекционно-развивающая работа, стратегии подготовки к будущей профессии (если хватает времени).
Психологическое сопровождение одаренных учащихся (минимум)
1. Помощь классным руководителям в выявлении и развитии творческих способностей, интересов, склонностей и способностей учащихся в естественно-научных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сферах деятельности для разработки индивидуальных программ развития способностей и оказания помощи в профессиональной ориентации.
2. Проведение психологических занятий для подростков по темам «Психология творчества» и «Психология личности».
3. Психологическое консультирование учащихся, педагогов, родителей по вопросам воспитания и обучения одаренных детей.
4. Организация и проведение курсов, тренингов креативности, психологических занятий на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов, преобладающих стилей мышления
Психологическое сопровождение учащихся «группы риска», работа с профилактикой негативных привычек, правонарушений среди учащихся
1. Участие в работе Совета профилактики школы.
2. Углубленная психологическая диагностика детей «группы риска».
3. Сотрудничество с городской психолого-медико-педагогической консультацией.
4. Коррекционная работа с детьми «группы риска».
5. Консультирование родителей детей «группы риска» и учащихся на внутришкольном учете.
6. Участие в педсоветах, круглых столах, семинарах по тематике воспитания и обучения учащихся с проблемами в поведении.
7. Просветительская работа среди учителей, родителей и учащихся (негативные привычки, правовые вопросы).
Психологическое сопровождение учащихся социально уязвимых категорий семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; учеников, которые стали участниками или жертвами преступлений
Ознакомление педагогических работников, родителей с нормативными документами по этому вопросу.
Консультирование семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Психологическая поддержка всех категорий учащихся, указанных в социальном паспорте школы.
Психологическое сопровождение учащихся во время ЕГЭ
1. Тестирование учащихся 11-х классов для выявления уровня активности, настроения для построения дальнейшей коррекционной работы.
2. Психологическое коррекционное занятие «Стресс. Фрустрация. Релаксация ».
3 Психологическое образование через, групповые консультации учащихся: общие психологические закономерности тестирования, как лучше запоминать материал.
4. Занятия психологического тренинга «Уверенность».
5. Подготовка рекомендаций учащимся для подготовки к ЕГЭ.
6. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учеников с учетом их индивидуальных особенностей: индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся, обучающихся на индивидуальном обучении, учащихся с низкой самооценкой, демонстративных, трудных учащихся.
7. Составление рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей по результатам психологических исследований.
8. Групповые консультации на родительском собрании «Волнуйтесь спокойно - у вашего ребенка экзамены»
9. Выступление на собрании учащихся и их родителей «Как помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации». Рекомендации для родителей.
10. Индивидуальные консультации родителей с возникших проблем, связанных с составлением тестов.
11. Участие в педагогическом совете «Внимание! ЕГЭ»
12. Индивидуальные консультации педагогов о способах обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ЕГЭ.
13. Участие в производственном совещании с рекомендациями к психологического сопровождения процесса подготовки к ЕГЭ в школе.
14. Психологическая поддержка учащихся при проведении ЕГЭ непосредственно перед тестированием.
Психологическое сопровождение аттестационной кампании учителей
1. Участие психолога в заседаниях школьной аттестационной комиссии (как ее члена).
2. Психологическая поддержка учителей, которых аттестуют, «Аттестация без стрессов».
3. Психологическая диагностика учителей, которых аттестуют, для написания психологической характеристики.
4. Индивидуальное консультирование по результатам диагностики учителей, которых аттестуют.
Приказы учебного заведения, в создании которых участвует практический психолог
1. «О распределении функциональных обязанностей».
2. «О планировании деятельности социально-психологической службы школы, ведение ею документации и отчетности о работе».
3. «О создании наркологического поста и организация его работы».
4. «Об организации работы по профилактике правонарушений среди учащихся».
5. «Об организации профориентационной работы в школе».
6. «О состоянии посещения учащимися школы».
7. «О деятельности педагогического коллектива по осуществлению социальной защиты детей и охраны детства».
8. «О результатах проведения психолого-педагогического консилиума в _______ классе».
9. «О профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди учеников и родителей».


СОВЕТ 9.


Не пытайтесь решить все проблемы одновременно. Тщательно распределяйте время и у Вас все получится!


СОВЕТ 10.

И напоследок, пусть у Вас будет открытая улыбка, открытая душа, открытое сердце и открытая дверь в Ваш кабинет, и тогда к Вам будут идти и дети, и родители, и учителя. Терпения и вдохновения Вам в этой нелегкой, но интересной работе!

 

Просмотров: 1610 | Добавил: lydia-08 | Теги: начало работы психолога, психолог в школе, школьный психолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: