Главная » 2017 » Февраль » 25 » Как работает психолог в школе
09:26
Как работает психолог в школе

Должность психолога  появилась в общеобразовательных школах в 1990-х годах, но сейчас это уже обычное явление. Психолог и социальный педагог сейчас есть в каждой школе. Обычно у них даже кабинет один на двоих, ведь зачастую школьные проблемы приходится решать вместе.
 

- Как работает психолог в школе? Из чего состоит рабочий день?


- Деятельность психолога весьма разнообразна. Работать приходится не только с детьми разного возраста, но и с их родителями и педработниками. Причем, каждый человек, с которым работаешь, индивидуальная, уникальная и обладает только ей присущими чертами и качествами. Психолог оказывает консультационно-методическую помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения и воспитания детей и подростков. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности ребенка к обучению в период перехода из одной возрастной группы в другую, ведет развивающие, коррекционные занятия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Способствует выбору подростками профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей, жизненных планов и возможностей. Также психолог вносит свой вклад в профилактику преступности, алкоголизма, других вредных привычек среди учащихся.


- На прием к школьному психологу не боятся идти?


- Как-то так сложилось, что и дети, и родители изначально боятся обращаться за консультацией. Одни думают: если обратиться к психологу, то это признать себя или своего ребенка психически нездоровым. Другие, наоборот, с удовольствием идут к психологу в надежде, что тот "сделает что-нибудь" и быстро справится с проблемой. Каждый раз при встрече с родителями и детьми важно подчеркивать, что психолог - это не врач.  Школьные психологи - это не врачи, они не ставят диагнозов, а при необходимости рекомендуют обратиться к узким специалистам - невропатологу, психиатру, логопеду, дефектологу.


- Нужно ли разрешение родителей, чтобы психолог поговорил с ребенком?


- Призвание школьного психолога помогать детям в сложных ситуациях, чтобы они были способны разбираться с собственными проблемами. Однако без разрешения родителей и без сотрудничества психолог сам мало что может. Но родители сами частенько просят поговорить с их ребенком.


- С какими проблемами обращаются школьники?


- С разнообразными. Это и непонимание в семье, проблемы в отношениях с педагогами, сверстниками, и как выбрать будущую профессию, то есть как самореализоваться, как настроиться на экзамен ... Вопросов, которые беспокоят детей, много. Когда дети вступают в подростковый, переходный возраст, они начинают сами этого не желая, конфликтовать, спорить с родителями, учителями. Поэтому во время занятий мы в игровой форме овладеваем навыками эффективного ненасильственного общения, учимся конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Ребенку иногда просто хочется, чтобы на него лишний раз обратили внимание. Взрослым же нужно проявлять поддержку - и все будет хорошо. Дети часто просят, чтобы родители не знали, о чем они говорили с психологом. Все, что они говорят в кабинете психолога, не выносится за порог. Правда, есть исключения, но только тогда, когда видим, что есть какая-то острая проблема. Только в таких случаях сообщаем родителям. Вообще, этический кодекс психолога запрещает выносить разговоры, которые велись в кабинете.


- А с чем приходят родители школьников к психологу?


- Родители обращаются даже чаще, чем дети. У взрослых совсем все по-другому, они обращаются к психологу, чтобы помочь ребенку, чтобы изменить его. Часто родителям, которые приходят, говорится, что не нужно воспитывать ребенка, он все равно будет похожа на вас. Начать нужно воспитывать себя: родители должны понимать, что все зависит от них. Нужно все показывать на личном примере. Если мы дома постоянно конфликтуем, то для ребенка это становится нормой. Часто родители обращаются за помощью, когда уже проблема слишком острая. Тогда спрашивают, не поздно обратились. Нужно помнить: никогда не поздно обратить внимание на своего ребенка. Бывает и так, что часто родители не хотят себя менять, а нужно. И в любой ситуации искать компромиссные решения.


- Учителя обращаются к психологу?


- Педагог, как и каждый человек, может иметь и плохое настроение, и тревогу. Поэтому и с учителями проводятся различные виды деятельности: и тренинги, и консультации, и семинары, где они получают знания, упражняются действовать в определенных ситуациях, учатся владеть своими эмоциями, расслабляться. Мы часто думаем, что когда ребенок себя плохо ведет, то по-другому он не может. Нужно помнить, что любое плохое поведение можно переориентировать. Зачастую дети себя плохо ведут только для того, чтобы привлечь внимание. Это доносим до классных руководителей первых, пятых и девятых классов.


- Как проходит адаптация первоклассников?


- Взаимоотношения с учителем играют колоссальную роль в этом процессе. Нужно учитывать, что многое зависит и от родителей. Если они положительно настроят своего ребенка на учебу, то все хорошо сложится. Не нужно запугивать детей школой. Бывают и такие, у которых сложный период адаптации. Для них - проводим коррекционные занятия, где рассказываем, как общаться, где они узнают что-то новое о себе. Меньше проблем у детей, которые ходили в детский сад. В школе случалось и так, что у первоклассников на уроках могут присутствовать и их родители. Если это нужно ребенку - то почему бы и нет.


- Как быть, когда ребенок не воспринимает учителя?


- Не доверяйтесь самообману, полагаясь на то, что все пройдет, ребенок ко всему привыкнет, и проблемы отпадут. Из-за нерешенности проблемы ребенок начнет отставать в учебе, испортятся отношения с учителями и одноклассниками. Придите в школу и пообщайтесь с учителями, с помощью дополнительных вопросов и внимательности можно вместе достичь консенсуса, положительного результата. Надо только держать на контроле том, как ведет себя в школе ваш ребенок, и, что тоже главное, как обращаются с ним.


- С какими проблемами сталкивается психолог в школе?


- Особых проблем нет, но если бы их не было, то было бы и неинтересно. Работа психологом интересная, но один минус - много писанины. А с другой стороны, кто ее не имеет? Врачи, юристы так же много пишут.


- Что можно посоветовать родителям, об их отношениях с детьми?


- Мы все уставшие, чем-то не довольны, все время растут цены. Но, придя домой после тяжелого рабочего дня, не нужно никаких затрат, чтобы поцеловать ребенка, поинтересоваться, как прошел день. Даже когда он сидит за компьютером, можно просто посидеть рядом. Ребенок поймет, что вы интересуетесь его жизнью, и увидите, что ваши отношения станут лучше. Интересоваться жизнью ребенка можно и нужно в любом возрасте: то в первом классе, или в одиннадцатом. А еще старайтесь не переносить неудачи на работе на детей. Помните, что откровенные беседы с ребенком и собственный пример - являются самыми ценными в семейном воспитании.

И не забываем английскую поговорку

"Не нужно воспитывать своих детей, они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя ..."

 

Просмотров: 979 | Добавил: lydia-08 | Теги: школьный психолог психолог в школе, работа психолога в школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: