Главная » 2015 » Январь » 16 » Какие бывают родители. Какими родителями мы можем стать
11:33
Какие бывают родители. Какими родителями мы можем стать

Современной психологической наукой вопрос о стилях воспитания детей изучен подробно. Написано и пишется множество книг и статей, проводятся всё новые исследования. Можно рекомендовать для прочтения ряд авторов. Таких как, Владимир Леви, Юлия Гиппенрейтер, Людмила Петрановская. У классиков литературы также можно найти множество родительских портретов и семейных ситуаций. У Антона Чехова, например.

Владимир Леви в своей книге «Как воспитывать родителей, или новый не стандартный ребёнок», рассматривает психологические портреты родителей, в которых как в зеркале отражаются стили воспитания. Леви приводит некоторую классификацию, которую мы и рассмотрим вкратце.

Родители гармоничные уравновешенные. «Доверяя себе, отдают отчет и в своем незнании Ребенка, не перестают его изучать, гибко перестраиваются. Если и не оптимисты, то не лишены юмора, в том числе и по отношению к себе. Сочетают энтузиазм и скепсис, доброту и эгоизм; самоотверженны в критических ситуациях; трудолюбивы, но вместе с тем и слегка ленивы…»

Неуравновешенные раздёрганные. «Буквально в течение минуты Раздерганный может перейти из одной сдвинутости в другую, третью, четвертую и т. д. Например, такая последовательность: чувство вины перед Ребенком, тревога - неумеренная заботливость, сверхопека и сверхконтроль - давление, чрезмерная требовательность - обвинения, наказания (неблагодарный, не принимает заботы) - опять чувство вины и тревога (бедное дитя, затравили) - потакание и вседозволенность - снова обвинения и наказания (совсем распустили, сел на голову окончательно) - опять чувство вины…»

Сдвинутые упёртые. Тяготеющие лишь к какой-то одной из возможных позиций. «От Раздерганных [родителей] (которых можно назвать и подвижно-сдвинутыми) отличаются внутренней малоподвижностью, вот этой самой упертостью и слабым самоосознаванием».

Вооружённые знаниями психологов родители рассеют тьму невежества. Но это знание головы без знания сердца останется холодным, и даже может причинить вред. Лучше быть добрым, чем умным. Доброта, - это знание сердца, рождается из любви. А любовь – великая сила. И природа щедро одарила нас родительской любовью. Любовь подскажет выход из затруднения. Любовь позволит проживать жизнь вместе с детьми. Вместе радоваться успехам, вместе огорчаться неудачам, вместе преодолевать трудности. Делиться маленькими открытиями, делиться опытом. Без поучений и назиданий. Без морализаторства. Так же как мы, взрослые, устав от жизни можем учить детей приспосабливаться, забывать о мечтах в угоду выгоде, достижению практических целей – лучше синица в руке, чем журавль в небе. Так же и наш ребёнок может научить нас вспомнить о своей мечте, радоваться одному мигу, какому-то моменту понятному лишь двоим: родителю и ребёнку. Мимолётность... Она может вернуться.

Как же трудно вырваться из этой круговерти повседневных дел! Оторваться от телевизора или газеты, подняться после тяжёлого рабочего дня с дивана. Найти время для общения с ребёнком, живого человеческого общения. Поговорить, поинтересоваться его делами, событиями минувшего дня. Почитать ему книгу, если он ещё маленький, или обсудить научную статью, если уже большой. Или заняться каким-нибудь общим делом. Даже подумать страшно, сколько таких возможностей упущено. Упущено, когда мы были ещё детьми. И после этого на всю жизнь остаётся неясная тоска о чём-то несостоявшемся. Не пойманной на рыбалке рыбой, пропущенном футбольном матче, несостоявшемся походе в кино. А когда мы сами становимся родителями, и оглядываемся на наших выросших детей, вспоминаем обо всех несостоявшихся моментах, тех упущенных возможностях, которые могли дать себе и нашим детям. Давайте постараемся прожить нашу жизнь так, чтобы не было мучительно больно за эти прожитые годы.

Давайте учиться друг у друга. Мы можем передать детям наши знания, наш опыт, нашу житейскую мудрость. Они - вернут нам свежесть восприятия, непосредственность, подарят новый взгляд на давно известные и привычные вещи. Казалось бы - известные и привычные. Однажды, в городе “N” большой грузовик застрял в тоннеле – водитель не рассчитал габариты своей машины. Собрались специалисты, инженеры. Долго совещались, думали, как вытащить грузовик. Но ничего не могли придумать – тягачом не вытащить, кран не влезет, крышу-скалу не разобрать. Решение нашлось неожиданно. Очень простое и оригинальное. Маленькая девочка из толпы зевак предложила спустить колёса. Колёса спустили, грузовик опустился на несколько сантиметров, и его без проблем вытащили тягачом.

Какими наши дети приходят в этот мир? Как чистый лист бумаги? Или нет? Обладают ли некоторыми знаниями с рождения? Несомненно, ребёнок с рождения имеет нечто, с чем приходит в этот мир, например, инстинкты. Также с рождения имеет и темперамент. Темперамент изменить невозможно. Другое дело – характер. Он формируется воспитанием. Воспитание это целенаправленное влияние на человека с целью придания некоторых запрограммированных или ожидаемых качеств. Самыми первыми воспитателями ребёнка являются родители. И воспитываются дети не столько словом, сколько делом. Личным примером родителей. Как губка впитывает ребёнок окружающий мир. И подсознательно перенимает модели поведения членов семьи.

 Давайте воспользуемся силой сердца и знания на благо себе и нашим детям. Пусть фраза: «Дети – наше будущее» не будет понята превратно. Пусть их жизнь не будет простым повторением нашей. Пусть они проживут свою жизнь, найдут свою дорогу. Пусть их жизнь будет так же не похожа на нашу, как не похожа трава на землю, из которой она растёт. И в этом будет наше будущее, наше общее будущее.

Просмотров: 1652 | Добавил: lydia-08 | Теги: стили воспитания детей, родительство, родительские установки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: