Главная » 2015 » Январь » 17 » Правила этического взаимодействия педагога-психолога с различными субъектами образовательного процесса
15:11
Правила этического взаимодействия педагога-психолога с различными субъектами образовательного процесса

Используя общепринятый этический кодекс практического психолога в системе образования, мы разработали собственные правила и нормы этического взаимодействия педагога-психолога с различными субъектами образовательного процесса. Разработанные нами правила этического взаимодействия относятся к воспитателям, родителям и администрации. Необходимо отметить, что  в процессе разработки данных правил, мы учитывали особенности и характеристики каждого субъекта образовательного процесса. Этический кодекс позволит не только повысить эффективность профессиональной деятельности, но и позволит ее регулировать с этической точки зрения.

К общим правилам взаимодействия с субъектами образовательного процесса следует отнести – приветливость, проявление заинтересованности к педагогам, воспитателям, родителям, сотрудникам администрации. К общим правилам также можно отнести построение работы на взаимном доверии и уважении личности образовательного процесса. Важным правилом является отношение к любой проблеме, имеющейся у взрослого или ребенка, как к объективно существующей. Важно в своей практической деятельности быть корректным и ответственным за выполнение взятых на себя обязательств. Несмотря на то, что все субъекты образовательного процесса являются важными и равнозначными, нам хотелось бы начать с воспитателей, с правилами работы с ними.

Правила этического взаимодействия педагога-психолога с воспитателем

Правило 1.

«Оказывать помощь в защите прав и достоинств каждого ребенка».

Данное правило должно быть реализовано в ежедневно практической деятельности специалиста. Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства и в этических правилах и профессиональных интересах психолога его сохранять и поддерживать.

Правило 2.

«Соблюдать позицию сотрудничества»

Важно отметить, в своей работе показать воспитателям свою позицию равенства и сотрудничества для наиболее эффективного взаимодействия с ними. Ни в коем случае нельзя создавать такие условия, при которых воспитатель будет чувствовать себя некомпетентным. 

Правило 3.

«Изучать новые педагогические технологии и научно-практические разработки».

Данное правило необходимо для того, чтобы повысить эффективность взаимодействия и сотрудничества. Так, знание психологом современных техник и методов работы воспитателя с детьми улучшит взаимопонимание, позволит психологу ориентироваться в деятельности воспитателя, быть компетентным в решении ряда вопросов.

Правило 4.

«Передача информации, полученной в ходе общения с воспитателем, третьим лицам возможна только с личного его согласия».

Данное правило важно учитывать в своей практической деятельности в связи с тем, что  вся информация, полученная психологом, является конфиденциальной (это могут быть результаты диагностики, консультативной беседы) и в ситуации необходимости передачи ее, например, в администрацию образовательного учреждения необходимо предоставить ее в виде рекомендаций, предложений.

Правило 5.

«Содействовать и повышать профессиональную и личностную успешность педагога».

Данное правило можно реализовывать путем ежедневного профессионального и личного общения с воспитателем, проведения просветительских мероприятий, профилактических работ и прочего.

Правило 6.

«Предоставлять информацию воспитателю в доступной и корректной форме».

Необходимо отметить, что предоставляемые рекомендации к работе воспитателя обязательно должны быть выполнимыми, доступными и понятными.

Правила этического взаимодействия педагога-психолога с родителями

Правило 1.

«Оказывать помощь в защите прав  и личного достоинства ребенка».

При возникшей необходимости психолог может проводить консультацию, информировать родителей о существующих правах ребенка, их соблюдению.

Правило 2.

«Мотивировать родителей на сотрудничество».

Данное правило необходимо для того, чтобы побуждать родителей к эффективному взаимодействию и сотрудничеству для сохранения психического и психологического здоровья детей.

Правило 3.

«Повышать родительскую компетентность и активизировать родительский потенциал».

Реализация данного правила, возможно, путем консультативной групповой или индивидуальной беседы или иных просветительских мероприятий.

Правило 4.

«Передача информации, полученной в ходе общения с родителями, третьим лицам возможна только с личного его согласия».

Правило 5.

«Интересоваться внутренним состоянием родителей и особенностями их взаимодействия с ребенком, только в том случае, если это необходимо для психологического сопровождения развития ребенка.

Правило 6.

«Сотрудничать с родителями, оказывать им помощь в возникновении сложных вопросов в воспитании детей».

Правила этического взаимодействия педагога-психолога с администрацией

Правило 1.

«Сообщать администрации о сохранении профессиональной тайны в ситуации психодиагностического обследования».

Данное правило необходимо для сохранения конфиденциальности информации. При сообщении сведений администрации психологу необходимо предоставлять результаты в общем виде, однако даже в этом случае администрации следует учитывать права сохранения тайны каждой личности.

Правило 2.

«Руководствоваться нормами этического Кодекса в случае расхождения в ситуации взаимодействия с администрацией между предоставляемыми обязанностями  и нормами кодекса».

Правило 3.

«Содействовать и оказывать помощь администрации образовательного учреждения».

Правило 4.

«Строить свою работу с администрацией на основе уважения к работе других специалистов, независимо от их методических или теоретических предпочтений».

Правило 5.

«По запросу администрации выполнять предоставляемую диагностическую, консультативную, коррекционную работу».

Правило 6.

«Совместно с администрацией оптимизировать учебный процесс, создавать комфортные условия для учебной и профессиональной деятельности других участников образовательного процесса».

Правило 7.

«Содействовать администрации в оптимизации стиля деятельности и управления, диагностики  учащихся и воспитателей, аттестации кадров, учете возрастных и психологических особенностей для сохранения благоприятного микроклимата и психического здоровья».

Читайте также статью Школьному психологу на заметку

 

Просмотров: 2665 | Добавил: lydia-08 | Теги: этический кодекс психолога, этика психолога, этический кодекс, кодекс этики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: