15:11 Правила этического взаимодействия педагога-психолога с различными субъектами образовательного процесса | |
Используя общепринятый этический кодекс практического психолога в системе образования, мы разработали собственные правила и нормы этического взаимодействия педагога-психолога с различными субъектами образовательного процесса. Разработанные нами правила этического взаимодействия относятся к воспитателям, родителям и администрации. Необходимо отметить, что в процессе разработки данных правил, мы учитывали особенности и характеристики каждого субъекта образовательного процесса. Этический кодекс позволит не только повысить эффективность профессиональной деятельности, но и позволит ее регулировать с этической точки зрения. К общим правилам взаимодействия с субъектами образовательного процесса следует отнести – приветливость, проявление заинтересованности к педагогам, воспитателям, родителям, сотрудникам администрации. К общим правилам также можно отнести построение работы на взаимном доверии и уважении личности образовательного процесса. Важным правилом является отношение к любой проблеме, имеющейся у взрослого или ребенка, как к объективно существующей. Важно в своей практической деятельности быть корректным и ответственным за выполнение взятых на себя обязательств. Несмотря на то, что все субъекты образовательного процесса являются важными и равнозначными, нам хотелось бы начать с воспитателей, с правилами работы с ними. Правила этического взаимодействия педагога-психолога с воспитателемПравило 1. «Оказывать помощь в защите прав и достоинств каждого ребенка». Данное правило должно быть реализовано в ежедневно практической деятельности специалиста. Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства и в этических правилах и профессиональных интересах психолога его сохранять и поддерживать. Правило 2. «Соблюдать позицию сотрудничества» Важно отметить, в своей работе показать воспитателям свою позицию равенства и сотрудничества для наиболее эффективного взаимодействия с ними. Ни в коем случае нельзя создавать такие условия, при которых воспитатель будет чувствовать себя некомпетентным. Правило 3. «Изучать новые педагогические технологии и научно-практические разработки». Данное правило необходимо для того, чтобы повысить эффективность взаимодействия и сотрудничества. Так, знание психологом современных техник и методов работы воспитателя с детьми улучшит взаимопонимание, позволит психологу ориентироваться в деятельности воспитателя, быть компетентным в решении ряда вопросов. Правило 4. «Передача информации, полученной в ходе общения с воспитателем, третьим лицам возможна только с личного его согласия». Данное правило важно учитывать в своей практической деятельности в связи с тем, что вся информация, полученная психологом, является конфиденциальной (это могут быть результаты диагностики, консультативной беседы) и в ситуации необходимости передачи ее, например, в администрацию образовательного учреждения необходимо предоставить ее в виде рекомендаций, предложений. Правило 5. «Содействовать и повышать профессиональную и личностную успешность педагога». Данное правило можно реализовывать путем ежедневного профессионального и личного общения с воспитателем, проведения просветительских мероприятий, профилактических работ и прочего. Правило 6. «Предоставлять информацию воспитателю в доступной и корректной форме». Необходимо отметить, что предоставляемые рекомендации к работе воспитателя обязательно должны быть выполнимыми, доступными и понятными. Правила этического взаимодействия педагога-психолога с родителямиПравило 1. «Оказывать помощь в защите прав и личного достоинства ребенка». При возникшей необходимости психолог может проводить консультацию, информировать родителей о существующих правах ребенка, их соблюдению. Правило 2. «Мотивировать родителей на сотрудничество». Данное правило необходимо для того, чтобы побуждать родителей к эффективному взаимодействию и сотрудничеству для сохранения психического и психологического здоровья детей. Правило 3. «Повышать родительскую компетентность и активизировать родительский потенциал». Реализация данного правила, возможно, путем консультативной групповой или индивидуальной беседы или иных просветительских мероприятий. Правило 4. «Передача информации, полученной в ходе общения с родителями, третьим лицам возможна только с личного его согласия». Правило 5. «Интересоваться внутренним состоянием родителей и особенностями их взаимодействия с ребенком, только в том случае, если это необходимо для психологического сопровождения развития ребенка. Правило 6. «Сотрудничать с родителями, оказывать им помощь в возникновении сложных вопросов в воспитании детей». Правила этического взаимодействия педагога-психолога с администрациейПравило 1. «Сообщать администрации о сохранении профессиональной тайны в ситуации психодиагностического обследования». Данное правило необходимо для сохранения конфиденциальности информации. При сообщении сведений администрации психологу необходимо предоставлять результаты в общем виде, однако даже в этом случае администрации следует учитывать права сохранения тайны каждой личности. Правило 2. «Руководствоваться нормами этического Кодекса в случае расхождения в ситуации взаимодействия с администрацией между предоставляемыми обязанностями и нормами кодекса». Правило 3. «Содействовать и оказывать помощь администрации образовательного учреждения». Правило 4. «Строить свою работу с администрацией на основе уважения к работе других специалистов, независимо от их методических или теоретических предпочтений». Правило 5. «По запросу администрации выполнять предоставляемую диагностическую, консультативную, коррекционную работу». Правило 6. «Совместно с администрацией оптимизировать учебный процесс, создавать комфортные условия для учебной и профессиональной деятельности других участников образовательного процесса». Правило 7. «Содействовать администрации в оптимизации стиля деятельности и управления, диагностики учащихся и воспитателей, аттестации кадров, учете возрастных и психологических особенностей для сохранения благоприятного микроклимата и психического здоровья». Читайте также статью Школьному психологу на заметку
| |
|
Всего комментариев: 0 | |