Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

Роль истории педагогики и образования в понимании современного состояния педагогической теории и практики

История педагогики не была бы полной без имен таких известнейших западных просветителей, как Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Дистервег, И.Ф. Гербарт и И.Г. Песталоцци. Русская педагогика обрела мировую славу благодаря К.Д. Ушинскому. Благодаря ему произошел настоящий переворот в теории и практике рассматриваемой науки. Немаловажное влияние на развитие педагогики оказали Э. Торндайк и Дж. Дьюи, М. Монтессори и Б. Спок, Н.К. Крупская и Е.С. Вентцель, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, а также М.А. Данилов.

В последние десятилетия удалось достичь существенных успехов в ряде областей педагогики, и в первую очередь в работе над новыми технологиями дошкольного и начального школьного обучения. К примеру, качественные специализированные компьютерные программы помогают управлять учебным процессом и, следовательно, достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени, проектная деятельность в образовательном процессе помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству - это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Современная педагогика ознаменована активной работой над созданием авторских школ, научно-производственных комплексов и экспериментальных площадок. Воспитание и обучение строится на гуманистических личностно-ориентированных принципах.

Стоит отметить, что источниками развития науки, в том числе и педагогики, является, прежде всего, опыт, основанный на многовековой практике воспитания, закрепляемый образом жизни, традициями, обычаями, труды философов, обществоведов, психологов и педагогов, принципы текущей практики воспитания, данные, полученные благодаря специально организованным исследованиям, а также опыт педагогов-новаторов, разрабатывающих оригинальные системы и идеи воспитания. Здесь мы можем отметить Иванова И.П., разработавшего педагогику сотрудничества, Газмана О.С., разработчика «педагогики поддержки», Амонашвили Ш.А., основателя авторской системы «школа жизни».

Нельзя не согласиться с высказыванием С.И. Гессена о том, что современные взгляды являются только углублением и дальнейшим развитием «устарелых» воззрений. Так инновация означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

На сегодняшний день инновационное образование – это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис, выдвинутый Амонашвили Ш.А.: инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование».

В настоящее время особенно актуальной становится проблема постоянного поиска, экспериментирования, совершенствования форм, методов и приемов работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: «…все, что становится обыденным, мало ценится».

В связи с этим актуальным является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий, дидактических технологий, технология портфолио, проектного метода и многих других.

Литература

  1. Асрарова М. У. Современные инновационные технологии в образовании [Текст] / М. У. Асрарова // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 564-566.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. – 1995. Электронный ресурс: http://nkozlov.ru/library/pd/d4447/#.VhChEp_o0bJ
  3. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России Учебное пособие. — Саратов: Наука, 2009. — 143 с.

 

 

Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (30.06.2016)
Просмотров: 477 | Теги: теория и практика, педагогика, наука, История педагогики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: