Главная » Статьи » Статьи для родителей

Проблема адаптации студентов

В своей жизни каждый человек сталкивается с трудностями такого         процесса как адаптация. Процесс адаптации можно определить как                   приспособление человека к особенностям окружающей его внешней среды.   Она позволяет привыкнуть к незнакомым условиям, выработать эффективные способы поведения для разрешения возникающих трудностей. Также               благодаря адаптации человек приобретает навыки успешного осуществления  различных видов деятельности. Первый раз в своей жизни опыт адаптации      человек получает еще в юном возрасте в детском саду, затем начальная            ступень школы - первый раз в первый класс. Следующий критический этап - переход от начального звена школьного обучения к среднему, затем                 наступает момент выбора будущей профессии и учебного заведения – ССУЗа или ВУЗа.

Социальная адаптация студентов нового набора в учебных заведениях    среднего и высшего звена означает овладение способностями отвечать             требованиям, правилам и нормам учебного заведения, эффективно                   функционировать в незнакомой обстановке, раскрывать свои способности и    возможности, удовлетворять потребности.

Важным условием для осуществления эффективного овладения               знаниями является их быстрая и безболезненная адаптация студентов нового  набора к еще незнакомому процессу и структуре обучения в ССУЗе или ВУЗе Обучение на первом курсе становится либо толчком к развитию для студента, либо приводит к нарушениям в общении, поведении, и, как следствие, снижению эффективности обучения.
Сложность адаптации к условиям получения теперь уже профессионального   образования кроется в необходимости взаимодействия с новым окружением, втрудности принятия решения о приобретении той или иной профессии,             присутствии сомнений верно или не верно сделанного выбора.
Первые проблемы возникают при столкновении с новыми реалиями жизни.    Новоиспеченные студенты встречаются с огромным их количеством: иная       система обучения, необходимость налаживания контакта с сокурсниками и     педагогами, проблемы бытового характера, самостоятельная жизнь без            родительской опеки, отсутствие знаний о структуре и правилах обучения.
Незнакомая обстановка, коллектив, не всегда понятные требования к процессуи результатам обучения, отдаленность от родителей, проблемы с                       коммуникацией со сверстниками – эти проблемы приводят к психологической фрустрации молодого человека,      развивается чувство неуверенности в себе и своих силах.  Все это в свою         очередь влечет за собой и трудности в обучении.
Требуется большое количество времени для того, чтобы студент смог принять и понять новые требования обучения.  Не все студенты справляются с этой      задачей успешно. В связи с этим очевидными становятся различия в                 результатах обучения в школе и новом учебном заведении с более жесткими   требованиями.

Быстрая адаптация студента является важным условием для                      дальнейшего освоения наиболее эффективных способов учебной деятельности. Этот процесс стремителен, на его успешность влияет целый ряд условий:        функциональное состояние обучающегося, психологической готовности к       принятию нового, стремление к достижению поставленных целей.  Можно с   уверенностью сказать, что каждый человек по -своему воспринимает одни и те же события, и реакция на одно и тоже событие может быть диаметрально противоположной.

Основными задачами деятельности педагогического коллектива               учебного заведения по построению эффективного процесса адаптации               первокурсников являются:
1.  Помощь во вхождении первокурсников в незнакомые условия.
2.  Установка на приобретение позитивной учебной мотивации.
3.  Предупреждение различных видов дискомфорта (физического,                      психологического), возникающего из –за долгого привыкания  к незнакомым условиям.
4. Укрепление осознания первокурсниками своего уникального статуса в          новом учреждении, коллективе.
5.  Формирование сплочённого коллектива, создание комфортного                    психологического климата, условий для развития личности каждого                 обучающегося.

Устранение негативных последствий адаптации к образу жизни и новым формам и способам обучения, проблем, появляющихся в процессе его               осуществления, а также создание условий ускорения этого процесса – вот основные задачи, стоящие перед педагогами. От длительности процесса и его эффективности зависят успешное обучение и практические использование полученных знаний, уверенное профессиональное становление будущего         специалиста.

 

 

Категория: Статьи для родителей | Добавил: lydia-08 (04.07.2016)
Просмотров: 614 | Теги: адаптация студентов, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: