Главная » Файлы » Работа с педагогами » Консультации для педагогов

Самодиагностика личности. Саморегуляция.
[ · Скриншот ] 29.06.2016, 09:45

Самодиагностика личности осуществлялась по следующим психодиагностическим методикам:

  1. Методика «Шкала состояний». (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984)
  2. Методика «Шкала ситуативной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю. Л. Ханина, 1977)
  3. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А. В. Леоновой и М. С. Капицы, 2003)
  4. Методика «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова и И.В. Шишкина; модификация – 2003)
  5. Методика «Шкала личностной тревожности». (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977).

Представим результаты диагностики по представленным выше методикам.

По методике «Шкала состояний» были получены сырые баллы, которые в дальнейшем были суммированы по формуле:

ИСК = (Σ пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9) – (Σ пп. 3. 6, 8, 10) + 28

(где пп. – пункты опросника, 28 – поправочный коэффициент)

В ходе диагностики был получен итоговый балл равный 54 баллам, таким образом, полученные результаты свидетельствуют о приемлемом уровне субъективного комфорта, нормальном самочувствии испытуемого.

Далее нами была проведена методика «Шкала ситуативной тревожности» в адаптации Ю.Л. Ханина.

В ходе диагностики нами был получен индекс ситуативной тревожности.

ИСТ = 46 баллам.

Таким образом, исследование показало, что у испытуемого наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности.

С помощью методики «Шкала дифференциальных эмоций» нами были изучены эмоциональные переживания испытуемого.

Оценки по каждой из 10 базовых эмоций:

Далее нами были подчитаны обобщенные показатели по укрупненным группам эмоций:

1) индекс позитивных эмоций (ПЭМ), характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:

ПЭМ = Σ (Интерес + Радость + Удивление);

ПЭМ = 28 баллов - умеренная

2) индекс острых негативных эмоций (НЭМ), отражающий общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации:

НЭМ = Σ (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение);

НЭМ = 13 баллов - слабая

3) индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ), определяющий уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса, опосредующих субъективное отношение человека к наличной ситуации:

ТДЭМ = Σ (Страх + Стыд + Вина).

ТДЭМ = 14 баллов – умеренная.

Далее нами была проведена методика «Степень хронического утомления».

В результате обработки данных был получен индекс хронического утомления (ИХРУ)

ИХРУ = 21 балл, что соответствует начальной степени хронического утомления.

Изучение личностной тревожности при помощи методики «Шкала личностной тревожности» позволила нам получить сырые баллы, которые в дальнейшем были подставлены под формулу.

ИЛТ = 39 баллов, что соответствует умеренному уровню личностной тревожности.

Таким образом, по результатам диагностики можно судить об эмоциональном и психологическом состоянии испытуемого.

Испытуемый характеризуется приемлемым уровнем субъективного комфорта, у него наблюдается нормальное самочувствие. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данный момент времени у испытуемого наблюдается благоприятное психологическое и эмоциональное состояние.

Кроме этого, у испытуемого наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности, а также умеренный уровень личностной тревожности. Таким образом, тревожность как стабильное свойство личности не характерно испытуемому, однако в конкретной ситуации связанной с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой испытуемый склонен проявлять субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность, к примеру, в ситуации проверки знаний (зачет, экзамен).

Вне таких ситуаций испытуемый не ощущает никакой угрозы со стороны внешнего мира, не испытывает страха, готов воспринимать любое событие как более-менее благоприятное. Таким образом, отметим, что повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых (например, преподавателя) или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок.

Эмоциональное состояние испытуемого достаточно благоприятное, у него наблюдается преобладание положительных эмоций, таких, как интерес, радость, удивление, в тоже время, испытуемому не характерно переживание таких эмоций, как гнев, отвращение, горе.

В тоже время у испытуемого несколько выражены тревожно-депрессивные эмоции: страх, стыд, вина. Позитивные эмоции стимулируют изменения, проявляющиеся преимущественно в познавательной деятельности. Отметим, что позитивные эмоциональные переживания обеспечивают человека психологическими ресурсами, которые позволяют ему более эффективно справляться с проблемами здоровья.  Позитивные эмоции повышают яркость переживаний от ощущения эмоционального и материального благополучия. Позитивные эмоции раскрашивают нашу жизнь яркими красками и если мы привычно включаем их в нашу повседневность, то со временем они становятся для нас генераторами активности и силы. Поэтому лучше делать всё, чтобы избегать угрожающих жизни негативных эмоций и чаще заниматься повышением уровня позитивных эмоций. 

Диагностика также показала, что у испытуемого наблюдается начальная стадия хронического утомления. Заметим, что утомление представляет собой функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также в снижении эффективности и качества труда.

Таким образом, данное состояние испытуемого может быть связано с окончанием учебного года, связанным с повышенными нагрузками на индивида. Испытуемому рекомендуется следить за состоянием, т.к. утомление сказывается на состоянии функционирования психических познавательных процессов: к примеру, снижении кратковременной памяти, рассеянности внимания и прочего.

 

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: lydia-08 | Теги: Педагоги, диагностика, Саморегуляция
Просмотров: 1220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0