Главная » Файлы » Работа с педагогами » Работа с подростками

Конфликты в коллективе старшеклассников. Пути решения.
[ · Скриншот ] 08.07.2013, 12:52

Неоценимую помощь в работе с подростками по преодолению конфликтов может оказать школьный педагог-психолог. Школьный психолог, познакомившись с конфликтной ситуацией, сложившейся в коллективе сможет создать индивидуальный план работы.

Для того чтобы мнение о школьном коллективе не было субъективным, психолог может использовать методы диагностики для того, чтобы определить реальную ситуацию, определившуюся в классе. Для этого может быть использован метод социометрии, как способ диагностики межличностных отношений в коллективе, позволяющий выявить лидера, предпочитаемых или пренебрегаемых в классе и, конечно же, изолированных ребят.

Также психолог может провести индивидуальную диагностику  с каждым учеником, что позволит выявить типичные способы отношения подростка к людям. Также возможно проведение методики, позволяющей определить стиль выхода из конфликта.

На основании проведенной диагностики психолог пишет заключение или характеристику класса, в которой указывает основные проблемы коллектива и рекомендации классному руководителю и ученикам по их преодолению и решению.

Как одна из важнейших форм работы с коллективом может быть использована консультативная работа психолога. Консультирование подростков имеет свою специфику. С одной стороны – с так называемой «кризисностью» подросткового возраста, расширяющимся диапазоном проблем, встающих перед старшеклассниками в решении ими новых жизненных задач. С другой стороны, теперь сам школьник впервые становится клиентом – субъектом обращения за психологической помощью. При этом он может даже не ставить в известность об этом родителей.

Также важнейшим направлением работы психолога является психологическое просвещение школьников по вопросам межличностных отношений, особенностям взаимодействия друг с другом, разбор конфликтных ситуаций, особенности подросткового возраста, вопросы профориентации и многие другие проблемы.

Организация психологического просвещения может быть организована как в форме лекционных занятий, так и практикумов или семинаров. Со стороны классного руководителя и администрации здесь ожидается поддержка и понимание.

Как один из способов просвещения к работе могут быть привлечены другие специалисты, а также родители самих обучающихся. Для родителей отдельно может быть проведено родительское собрание, круглый стол, семинар, дискуссия.

Как мы видим, работа по разрешению и преодолению конфликтов среди старшеклассников не сводится к однобокому рассмотрению проблемы, наоборот, если учителя и администрация заинтересованы в эффективности образовательного процесса, то будут предприниматься как можно больше методов и форм работы с учащимися.

Как одной из наиболее эффективных форм работы со старшеклассниками может быть предложен тренинг «Конфликт и методы его преодоления». [1]

 Программа тренинга «Конфликт и его преодоление»

 Целевая аудитория тренинга «Конфликт и его преодоление» - учащиеся средних и высших учебных заведений. Отличительной особенностью молодых людей, девушек и юношей, достигших возраста 14-17 лет, является то, что именно в этом возрасте человек начинает вступать во множество коммуникативных контактов, что неизбежно может приводить к возникновению конфликтов и конфликтных ситуаций.

Естественно, что такие конфликтные ситуации заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания.

Цели, задачи и структура программы.

Программа преодоления конфликтов в себе призвана оказать помощь студентам, оказавшимся в такой трудной ситуации как конфликт.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

1.     Формирование информационного пространства;

2.     Развитие навыков психорегуляции;

3.     Обучение методам преодоления конфликтов;

4.     осознание участниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

5.     формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Тренинг «Конфликт»  рекомендуется проводить на добровольной основе в свободное от занятий время.

Этапы проведения:

1.     Подготовительный;

2.     Основной;

3.     Заключительный.

Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Конфликт и его преодоление» была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.

1.     Целесообразно организовать и провести данный тренинг во внеурочное время, так как для осознанной работы необходимо уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме того участники располагают запасом времени, что является важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками психорегуляции.

2.     Необходимо соблюдать принцип добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия, взаимопонимания.

Оборудование и материалы.

Аудитория по возможности должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также место для проведения упражнений, в том числе подвижных. Необходимо позаботиться о визитках. Барьеров в общении быть не должно. Специфика такой работы заключается в непосредственном воздействии на личность участника и достижении психотерапевтического эффекта.

Учебно-тематическое планирование

 

№ занятия

Тема

Содержание занятия

Количество часов

1

Такие разные конфликты – такие разные все мы

Тест САН (самочувствие, активность, настроение), упражнение «Интервью», упражнение «Разведчики», теоретический материал «Конфликт».

 2

2

Стили поведения в конфликтной ситуации

Большая игра «Конец света»

 2

3

Вместе мы сможем все!

Сюжетно-ролевая игра «Мельница», лекционный материал – стадии протекания конфликтов, упражнение «Конфликт невербально»

 2

4

Разбор полетов

Упражнение сказка

 1

5

Разногласия в нашей жизни

Теоретическая информация, упражнение «Ложная уникальность», ситуативная игра «Аэропорт»

 2

 


[1]  Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. С 120-130 

Категория: Работа с подростками | Добавил: lydia-08 | Теги: пути решения конфликтов, рекомендации по преодолению конфлик, Конфликты в коллективе старшеклассн, психолог, Конфликты, подростки
Просмотров: 2680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0