Главная » Файлы » Работа с педагогами » Работа с подростками |
[ · Скриншот ] | 08.07.2013, 12:52 | ||||||||||||||||||||||||
Неоценимую помощь в
работе с подростками по преодолению конфликтов может оказать школьный
педагог-психолог. Школьный психолог, познакомившись с конфликтной ситуацией,
сложившейся в коллективе сможет создать индивидуальный план работы. Для того чтобы мнение о
школьном коллективе не было субъективным, психолог может использовать методы
диагностики для того, чтобы определить реальную ситуацию, определившуюся в
классе. Для этого может быть использован метод социометрии, как способ
диагностики межличностных отношений в коллективе, позволяющий выявить лидера,
предпочитаемых или пренебрегаемых в классе и, конечно же, изолированных ребят. Также психолог может
провести индивидуальную диагностику с
каждым учеником, что позволит выявить типичные способы отношения подростка к
людям. Также возможно проведение методики, позволяющей определить стиль выхода
из конфликта. На основании
проведенной диагностики психолог пишет заключение или характеристику класса, в
которой указывает основные проблемы коллектива и рекомендации классному
руководителю и ученикам по их преодолению и решению. Как одна из важнейших
форм работы с коллективом может быть использована консультативная работа
психолога. Консультирование подростков имеет свою специфику. С одной стороны –
с так называемой «кризисностью» подросткового возраста, расширяющимся
диапазоном проблем, встающих перед старшеклассниками в решении ими новых
жизненных задач. С другой стороны, теперь сам школьник впервые становится
клиентом – субъектом обращения за психологической помощью. При этом он может
даже не ставить в известность об этом родителей. Также важнейшим
направлением работы психолога является психологическое просвещение школьников
по вопросам межличностных отношений, особенностям взаимодействия друг с другом,
разбор конфликтных ситуаций, особенности подросткового возраста, вопросы профориентации
и многие другие проблемы. Организация
психологического просвещения может быть организована как в форме лекционных
занятий, так и практикумов или семинаров. Со стороны классного руководителя и
администрации здесь ожидается поддержка и понимание. Как один из способов
просвещения к работе могут быть привлечены другие специалисты, а также родители
самих обучающихся. Для родителей отдельно может быть проведено родительское
собрание, круглый стол, семинар, дискуссия. Как мы видим, работа по
разрешению и преодолению конфликтов среди старшеклассников не сводится к
однобокому рассмотрению проблемы, наоборот, если учителя и администрация
заинтересованы в эффективности образовательного процесса, то будут
предприниматься как можно больше методов и форм работы с учащимися. Как одной из наиболее
эффективных форм работы со старшеклассниками может быть предложен тренинг
«Конфликт и методы его преодоления». [1] Программа тренинга «Конфликт и его преодоление» Целевая аудитория тренинга «Конфликт и его преодоление» - учащиеся средних и высших учебных заведений. Отличительной особенностью молодых людей, девушек и юношей, достигших возраста 14-17 лет, является то, что именно в этом возрасте человек начинает вступать во множество коммуникативных контактов, что неизбежно может приводить к возникновению конфликтов и конфликтных ситуаций. Естественно, что такие
конфликтные ситуации заставляет задумываться, осмысливать свои возможности,
потребности, притязания. Цели,
задачи и структура программы. Программа преодоления
конфликтов в себе призвана оказать помощь студентам, оказавшимся в такой
трудной ситуации как конфликт. В соответствии с этим
были поставлены следующие задачи: 1.
Формирование информационного
пространства; 2.
Развитие навыков психорегуляции; 3.
Обучение методам преодоления конфликтов; 4.
осознание участниками собственных
стратегий поведения в конфликтных ситуациях; 5.
формирование эффективных навыков
поведения в конфликте. Тренинг
«Конфликт» рекомендуется проводить на
добровольной основе в свободное от занятий время. Этапы
проведения: 1.
Подготовительный; 2.
Основной; 3.
Заключительный. Для того чтобы работа в
рамках реализации программы «Конфликт и его преодоление» была эффективной,
необходимо соблюдать ряд правил. 1.
Целесообразно организовать и провести
данный тренинг во внеурочное время, так как для осознанной работы необходимо
уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме того участники располагают запасом
времени, что является важным и влияет на качество усвоения материала и
овладения приемами и техниками психорегуляции. 2.
Необходимо соблюдать принцип
добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в
поддержке и помощи, а случайных людей не будет. Это важно, так как
содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в
атмосфере доверия, взаимопонимания. Оборудование
и материалы. Аудитория по
возможности должна иметь место для работы участников над письменными заданиями,
а также место для проведения упражнений, в том числе подвижных. Необходимо
позаботиться о визитках. Барьеров в общении быть не должно. Специфика такой
работы заключается в непосредственном воздействии на личность участника и
достижении психотерапевтического эффекта. Учебно-тематическое планирование
[1] Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. С 120-130 | |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2680 | Загрузок: 0 | |