Главная » Файлы » Для студентов психологов » Будет очень кстати

Пишем введение к курсовой, диплому
[ · Скриншот ] 10.08.2017, 12:58

Цель научного исследования - главный элемент структуры и чрезвычайно важный методологический инструмент исследования. Цель как запланированный результат отражает направленность исследования и по содержанию соответствует теме работы.

Формулируя цель не следует употреблять слов «Исследование ...», «Изучение ...», так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.

Примеры удачно сформулированной цели исследования:

"Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить влияние стиля воспитания в семье на формирование самооценки младшего школьника",

" Выяснить роль взаимоотношений между детьми в семье на формирование личностных качеств".

Основными методологическими требованиями к выделению задач исследования являются:

1. Задачи исследования отражают проблемные вопросы, ответы на которые необходимы для достижения цели исследования.

2. Определение, формулировка и последовательность изложения задач исследования должны четко соответствовать его теме, объекту, предмету, цели и гипотезе.

3. Совокупность поставленных в исследовании задач должна быть минимальной, достаточной для достижения цели исследования.

Некорректно задачи исследования формулировать как план написания работы: Разработать научную литературу, провести эксперимент, статистически обработать полученные данные и тому подобное. Примеры удачно сформулированных задач исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к определению сущности психологической дезадаптации младших школьников.

2. Раскрыть специфику взаимоотношений дезадаптированных школьников в коллективе сверстников.

3. Выявить влияние взаимоотношений со сверстниками на становление у детей представления о себе.

4. Установить значимость налаживания у ребенка взаимоотношений со сверстниками в снижении психологической дезадаптации.

Объект и предмет исследования - определение аспектов (характеристик) процесса или явления, которые исследуется в работе. Объект - явление или процесс, который выбран для изучения. Предмет находится в пределах объекта. Это определенная часть или аспект объекта, который непосредственно исследуется.

Например: объект исследования - процесс развития мышления в младшем школьном возрасте, а предмет исследования - особенности развития творческого мышления учащихся начальной школы средствами активных методов обучения.

После определения объекта и предмета исследования во введении формулируется гипотеза исследования. Гипотеза исследования является вероятной ответом на основной вопрос исследования. Иногда целесообразно для корректной формулировки гипотезы сформулировать для себя основной вопрос работы, например: Как? Как сделать так, чтобы снизить школьную тревожность у младших школьников? Как вызвать рост самооценки подростков? Что? Почему? Почему люди используют стереотипы? Что является причиной возникновения депрессивных расстройств у подростков? Или? Будет ли реклама более эффективной, если ее разместить в правом верхнем углу? Отличаются ли учебные мотивы у студентов и старших школьников?

Приведем несколько примеров хорошо сформулированной темы исследования и согласованной с ней методологических элементов.

Пример №1:

Тема: Формирование "Я-концепции" будущего психолога в условиях высшего учебного заведения.

Объект исследования: Личностное становление студента высшего учебного заведения как будущего психолога.

Предмет исследования: Особенности генезиса «Я-концепции» будущего психолога в условиях учебно-профессиональной деятельности.

Цель работы: выявление психолого-педагогических условий формирования положительной «Я-концепции" студента педагогического университета как будущего психолога.

Гипотеза: Формирование положительной «Я-концепции" студента, как будущего психолога, зависит от общих условий организации учебного процесса в университете, если диагностическая и психокоррекционная работа со студентами сочетается с оптимизацией взаимоотношений в системе "преподаватель-студент".

Пример № 2:

Тема: Психологические факторы эмоциональной дезадаптации младших школьников.

Объект исследования: эмоциональная дезадаптация школьников.

Предмет исследования: индивидуально и социально-психологические факторы эмоциональной дезадаптации учащихся младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить влияние индивидуально психологических и социально-психологических факторов на возникновение и особенности проявления эмоциональной дезадаптации, а также изучить возможности ее предупреждения и коррекции у младших школьников.

Гипотеза исследования: эмоциональная дезадаптация в младшем школьном возрасте возникает и развивается под влиянием индивидуально-психологических и социально-психологических факторов, обусловливающих специфику ее проявления. Изучив особенности проявления эмоциональной дезадаптации и влияние указанных факторов можно разработать эффективную систему предупреждения и снижения эмоционально дезадаптационных проявлений у детей.

Теоретическая основа исследования - основные теоретические положения, которые легли в теоретико методологическую основу курсовой работы. Например: положения психологической науки о закономерностях психического развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, С.А. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейн и др.) о значимости общения в становлении личности ребенка (А. Киричук, М.И. Лисина, Н.Ю. Максимова и др.) концепция психологии семейной взаимодействия (М. Алексеева, А.Я. Варга, В.В. Столин, Е.Г. Эйдемиллер и др.), принципы гуманистической психологии (К. Роджерс), системной психотерапии и консультирования (В. Сатир, К. Людвиг, Дж. Фридман, Г. КОБС, А. Шлиппе, И. Швайцер, Р. Шафер), групповой психотерапии (И.Ялом).

Категория: Будет очень кстати | Добавил: lydia-08 | Теги: Курсовая, ВКР, Диплом, как написать введение, введение
Просмотров: 410 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0