Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

Педагог - профессия творческая

Среди многочисленных профессиональных качеств в структуре личности учителя современные исследователи выделяют как одну из ведущих в педагогической деятельности способность к творчеству (креативность). Сегодня в условиях коренной реорганизации системы образования проблема формирования творчества учителя приобретает особую актуальность, что объясняется существующей противоречием между социальным заказом на творческую личность учителя и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее формирования. Требования к школе растут значительно быстрее, чем государство и общество меняют к лучшему статус учителя, мотивацию его к труду. Следствием этого стала низкая способность традиционной методической системы создавать надлежащие педагогические условия для инновационной деятельности учителя. Вот почему вопрос творчества учителя является сегодня важно не только для молодых, но и для опытных педагогов.

Именно педагогическое творчество учителя в значительной мере предопределяет внедрение личностно ориентированных образовательных технологий, создание благоприятных условий для внутреннего самодвижения (саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования) педагога и воспитанника.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами, и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Успешное решение проблемы развития педагогической креативности требует четкой определенности сущности самого понятия «творчество учителя». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследованию проблемы подготовки учителя к творческой педагогической деятельности уделяется должное внимание. Вместе с тем, понятие «педагогическое творчество» трактуется неоднозначно.

Вслед за С.А. Сысоевой мы рассматриваем педагогическое творчество как целостный процесс профессиональной реализации и самореализации педагога, центральным звеном которого является личностно-ориентированная развивающее взаимодействие в системе «учитель-ученик», которая направлена на личностное развитие субъектов учебно-воспитательного процесса и способствует их внутреннему движению и самодвижению.

Деятельность считается творческой, если ее продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный характер.

Среди критериев творческой педагогической деятельности учителя выделяем такие показатели, как:

  • способность разрабатывать принципиально новые подходы к обучению, воспитания и развития учащихся;
  •  модернизировать содержание, формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса, в частности с целью развития творческих возможностей учащихся, их талантов и дарований;
  • комплексно использовать в профессиональной деятельности совокупность теоретических знаний и практических навыков;
  • видеть новую проблему во внешне знакомой ситуации, находить вариантные пути ее решения;
  • осуществлять выбор действий в конкретной педагогической ситуации;
  • проводить систематический самоанализ профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы, опыта своих коллег;
  • реализовывать на практике принципы педагогики сотрудничества;
  • проявлять гибкость при выборе оптимального управленческого решения нестандартных ситуаций;
  • оригинально конструировать учебно-воспитательный процесс

Для определения уровней творческой педагогической деятельности учителя целесообразно рассматривать различные направления его деятельности, так как творчество учителя в разных видах профессиональной деятельности проявляется по-разному. Можно выделить пять подсистем творческой педагогической деятельности учителя, а именно дидактическую, воспитательную, организационно-управленческую, самосовершенствование, общественно-педагогическую. При этом методическая подсистема косвенно присутствует во всех подсистемах творческой педагогической деятельности учителя.

Мы будем исходить из того, что творческий учитель - это творческая личность с высокой степенью развитости мотивов, характерологических особенностей и творческих умений, способствующих успешной творческой педагогической деятельности, и которая, в результате специальной профессиональной подготовки и постоянного самосовершенствования, приобретает знаний, умений и навыков педагогического труда.

Способность учителя к педагогическому творчеству характеризуется, прежде всего, высоким уровнем развития педагогической креативности и профессиональной компетентностью (уровнем владения предметом, который преподается, приобретенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают эффективность его взаимодействия с учащимися по развитию творческих возможностей, учащихся в учебно-воспитательном процессе).

Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. К признакам педагогической креативности учителя относим такие, как поисково-преобразующий стиль мышления; развитые интеллектуально-логические способности; проблемное видение ситуации; творческую фантазию, развито представление; специфические личностные качества; специфические мотивы; коммуникативные способности; способность к самоуправлению; высокий уровень общей культуры.

Итак, творчество имеет большое значение в деятельности учителя и выполняет ряд функций: дидактическую, формирующую, психологическую, вариативную. Оно является необходимым условием для самореализации личности учителя. Творчество не является врожденным качеством личности, а развивается в непосредственной активной деятельности. Этому способствуют формирование организации сотрудничества в системе «учитель-учитель», «учитель - ученики»; изучение опыта коллег и целенаправленная работа администрации школы, которая проявляется в создании необходимых условий для развития творческих способностей учителей (психологический климат в коллективе, материальная база, разработка и реализация на практике проектов педагогических мастерских, стимулирование творчески работающих учителей, свободное время).

Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (18.02.2017)
Просмотров: 3019 | Комментарии: 3 | Теги: педагогическая профессия, педагог, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Avatar 24.05.2023 в 04:01 LasSystems написал: Мне кажется это хорошая идея. Я согласен с Вами. Спам
Avatar 18.05.2023 в 17:20 avenue17 написал: Жаль, что сейчас не могу высказаться - опаздываю на встречу. Вернусь - обязательно выскажу своё мнение. Спам
Имя *:
Email *:
Код *: