Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

Формируем психологическую готовность ребенка к школе

Ход встречи.

Начало школьного обучения - это время больших надежд и больших разочарований, первых жизненных побед и первых жизненных поражений. Уже совсем скоро наши дети станут школьниками, и еще есть время, чтобы обратить внимание на отношение ребенка к будущему обучению, помочь ему подготовиться к такому важному шагу. «Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необъятное море знаний, где путь ей прокладывает школа, и это вовсе не означает, что ребенок должен совсем оторваться от берега» ... Вспомните. Как обычно, заходит в море человек: сначала испытывает дискомфорт. А дальше кто сразу ныряет в воду, кто долго и робко погружается. Примерно так входящих в школьной жизни дети. Они растут, меняются и углубляются их знания и представления о школе. Одни воспринимают школу как сказочное место, куда попадают дети постарше, и уже там они превращаются в волшебников, которые все умеют и все знают. Для других - это заведение, куда должен ходить старший брат или сестра, целыми днями трудятся над уроками (а еще за обучение постоянно ругают родители) им же, бедным, и поиграть никогда. Послушайте, что и как о школе рассказывают наши малыши. (Включается аудиозапись разговора психолога с детьми старших групп.) Прислушайтесь к суждениям о школе наших шестилеток. То, как быстро ребенок погрузится в водоворот школьной жизни, которые будет иметь переживания и эмоции зависит от уровня его готовности к новой жизни. Как найти «золотую середину» и помочь ребенку подойти к обучению максимально подготовленной, но не отбить главного - желания учиться? Чтобы успешно учиться, нужны силы (физическая готовность). Перегрузка первоклассника можно сравнить с перегрузками космонавта. Хватит ли у ребенка силы ежедневно нести ранец или портфель, высидеть 30-35 минут на уроке и правильно держать ручку?

Упражнение «Филиппинский тест»

Воспитателям - участникам семинара предлагают правой ладонью через макушку головы закрыть левое ухо. После практический психолог объясняет родителям, что успешность выполнения ребенком этой задачи указывает на степень его моторной зрелости, одним из показателей которой является физиологически обусловленный «скачок» роста конечностей ребенка. Ребенок, не достигший старшего дошкольного и младшего школьного возраста не может выполнить такую ​​задачу - его руки коротки. Успешность выполнения ребенком этой задачи указывает на степень сформированности его скелета, нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Упражнение «Три ложки»

Практический психолог представляет участникам три ложки: маленькую, среднюю и большую. Они символизируют объем подачи знаний ребенку дошкольного возраста. Взрослым хочется, чтобы ребенок знал все и сразу. Иногда мы начинаем воспитания и обучение ребенка не с детских сказок, а с энциклопедических знаний. Поэтому нередко «беремся за слишком большую ложку» (показывает столовую ложку), но «проглотить» столько знаний ребенку сложно. И поэтому он усваивает эти знания поверхностно или же у него вообще пропадает желание узнавать что-то новое или общаться со взрослыми. Предлагать знания детям дошкольного возраста нужно сначала небольшими порциями, символично эта порция - чайная ложечка. Со временем, когда дети пойдут в школу, порции подачи знаний увеличатся. Получать знания школьники будут десертными и столовыми ложками. Но иногда нам, родителям, хочется, чтобы дети знали все и сразу. Поэтому нередко мы беремся за огромную ложку - «половник» для подачи новых знаний дошкольникам, но проглотить столько знаний детям проблематично.

Иначе говоря, разговор с детьми начинаем не из детских сказок, а из энциклопедических знаний. Важно не перегружать ребенка информацией, которую она через свои возрастные особенности еще не может полностью воспринять, знания подавайте в соответствии с возрастом дошкольника. Будьте для ребенка мудрым учителем, наставником, лучшим другом. Именно личностная и социальная готовность ребенка к обучению в школе означает адекватность его поведения в социальной среде, иметь соответствующие навыки коммуникации, быть ответственным, настойчивым, отстаивать свои позиции, принимать решения, ориентироваться в пространстве и времени, проявлять терпимость, эмпатию.

Эмоциональная готовность.

Шестилетний ребенок очень эмоционален. Чувство господствуют над всем его жизнью, придавая ему особую окраску. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, он получает эмоциональное удовлетворение - чувство уверенности, защищенности. Учите ребенку взаимодействию и партнерству. Первые уроки общения ребенок получает в семье. Однако общение в социуме отличается от привычного для него. Воспроизводите с ребенком разные жизненные ситуации, в которых он будет выполнять определенную роль. Так ребенок научится понимать состояние других, усваивать социальные нормы поведения и тому подобное.

эмоциональный компонент

ребенок уверен в себе;

испытывает удовольствие, радость;

преобладают положительные эмоции;

пытается сдерживать негативные эмоции.

Ребенок должен понимать, что в школу он идет не только играть с друзьями, но и получать новые знания и умения. У ребенка до начала обучения в школе должны быть сформированы:

адекватная самооценка;

потребность в общении с другими;

умение подчиняться интересам детских групп;

умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми.

Воспитывайте в ребенке не только лидерские качества и навыки, но и умение подчиняться другим, если это необходимо. Ребенок должен быть терпеливым по отношению к другим.

волевой компонент

умение управлять своим поведением;

развитие эмоциональной устойчивости;

произвольность восприятия (не только слушать, но и слышать учителя, сверстников, запоминать и воспроизводить действия);

делать не только то, что интересно, но и то, что нужно, доводить начатое дело до конца.

Упражнение «Мозговой штурм»

- Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием пошел в школу? (Ответы родителей.)

Советы психолога:

Дать детям понятие, что такое школа, перерыв, урок, звонок.

Играть вместе с ребенком в школу.

Читать ребенку литературу о школьной жизни.

Рассказывать ребенку о школе, о своем положительном детском школьном опыте.

Заранее познакомить ребенка со школой, учителем и будущими одноклассниками.

Не отдавать ребенка в школу, пока ему не исполнится шесть лет.

Готовить ребенка к школе означает:

беспокоиться о его физическом здоровье;

обогатить жизненный опыт;

закрепить бытовые навыки;

развивать правильную речь;

научить наблюдать, думать, осмысливать увиденное и услышанное;

учить уважать мнение другого;

ознакомиться с результатами психологического исследования.

Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (21.06.2017)
Просмотров: 1111 | Комментарии: 1 | Теги: психологическая подготовка к школе, готовность к школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: