Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА: В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема взаимодействия педагогов и детей в условиях общественного воспитания становится все более актуальной для психолого-педагогической науки и практики, что также определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим, перед воспитателем встает важная задача формирования ценностного отношения детей к окружающему миру, деятельности, людям и самому себе [5].

Новые целевые акценты требует существенных изменений в педагогическом взаимодействии ребенка и педагога, построенного на доверии, уважении, сотрудничестве и диалоге. Главная цель воспитания в сегодняшних условиях - личностное развитие ребенка, а основными ценностями являются его свобода, творчество, инициативность, активность и индивидуальность в познании и выражении себя, поэтому и возникает вопрос формирования в ДОО нового субъект-субъектного взаимодействия и развития ребенка как субъекта познавательной деятельности.

Субъект-субъектное взаимодействие является внутренней характеристикой и результатом педагогического общения, организованного с учетом закономерностей воспитания и обучения детей, условий реализации личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов к обучению и принципов формирования субъект-субъектного взаимодействия (диалогичности, субъектности, диатропичности и координации).

Решение любых задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования ценностных представлений детей об окружающем мире. В дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых поступков. Ребенок усваивает базисные ценности: начальные представления о добре и зле, о правдивости и лживости, доброте и жестокости, жадности и щедрости и т.д. Усвоение этих ценностей протекает в условиях «предметных ситуаций», в общении с детьми и взрослыми, в выполнении нехитрых обязанностей по самообслуживанию [3].

Профессиональное мастерство педагога зависит от его умения воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать эти проявления с точки зрения современной культуры, умение самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления.  Для решения обозначенной проблемы в ДОО должна быть создана образовательная среда. Эта среда представляет собой особое воспитательное пространство, обеспечивающая ребенку познание и усвоение истинно человеческого, познания себя как человека, проявления своей истинной индивидуальности во всех сферах деятельности и выработку им собственных ценностных ориентаций.

В условиях такой среды главной ценностью выступает личность человека. Развитие личности происходит в процессе личностной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. Системно-деятельностный анализ взаимодействия взрослого и ребенка позволил выделить в качестве основы субъект-субъектного взаимодействия диалог. Диалог основан на равноправии партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому, принятии другого человека как ценности в свой внутренний мир. Заинтересованность в другом значимом, в его знаниях, опыте, ярких качествах, положительной оценке и уважении способствуют привлечению дошкольников в процесс диалогового общения, в ходе которого устанавливается субъект-субъектное взаимодействие. Принцип диалогичности занимает доминирующую позицию среди других, так как диалог является оптимальной формой взаимодействия, посредством эмоционального проявления личности, условием и средством формирования субъект-субъектного взаимодействия, и средством, которое обеспечивает взаимопонимание между воспитателем и дошкольником [1].

Привитие дошкольникам умений ведения диалогового общения решается путем организации педагогического процесса как решения определенных задач диалогового характера, выполняя которые дети осваивают технику ведения конструктивного диалога на основе творческого взаимодействия друг с другом и с воспитателем. Диалогические упражнения, которые учитывают субъективный опыт и возрастные возможности детей, направленные на развитие их субъектной позиции, способностей к коммуникации, рефлексии, творчеству, самостоятельный поиск необходимых средств решения поставленных задач.

Дошкольников называют «почемучками», они все хотят знать, все попробовать своими руками. И, очевидно, возникает вопрос о том, как нашим взрослыми «правильными» ответами не погасить огонек детской любознательности. При проведении работы с дошкольниками ставится проблема, которую они могли сами решить, используя свой опыт, наблюдая за теми или другими явлениями и событиями. Детям могут задаваться вопросы, чтобы дети имели возможность высказать свою точку зрения, а не просто воспроизвести ранее услышанное. Это вопросы типа: что? Где? Когда? Почему? Зачем? Как? Такие вопросы подталкивают ребенка к самоанализу, наработке своих личных, значимых для него позиций. В то же время взрослый постоянно обращается к личному опыту ребенка, к его внутреннему миру, работает с ребенком; дошкольник смелее выражает свои мысли, становится более раскованным. Важным моментом на этом этапе является анализ способов переработки ребенком предоставленного взрослым материала. Взрослому необходимо обсудить с дошкольниками, каким образом работа для них была наиболее удобной, продуктивной. Взрослому следует отметить сильные стороны каждого ребенка для его дальнейшего развития, обратить внимание на слабые стороны. Уделяя этому внимание, взрослый пробуждает у ребенка чувство удовлетворения от совместной работы, успешности и личностной значимости в этой работе. При работе с субъективным опытом ребенка может использоваться следующий алгоритм, который состоит из слов- вопросов: что? Что это? Что ты об этом думаешь? Что ты представляешь? Что чувствуешь, видишь, слышишь? Что или какие эмоции у тебя возникают? Где? Где ты мог с этим сталкиваться? Видеть? Слышать? Когда? Когда ты мог с этим сталкиваться? При каких условиях? Почему? Почему это важно знать, использовать? Почему об этом необходимо говорить? Зачем? Зачем тебе это нужно? Твоей семьи? Твоим родителям? Как? Как ты будешь это использовать в своей жизни? Как этот материал можно использовать? Как с помощью этого материала можно решить важные для тебя задание?  [4]

Суть этого педагогического приема - необходимость вести диалог с дошкольниками, ставить ребенка в центр взаимодействия на занятиях. Описанный прием ориентирован не столько на логику и системность изложения предмета усвоения, сколько на работу с субъективным опытом ребенка. Он стимулирует проявление личностной активности ребенка, вызывает радость и удовольствие от того, что с ним считаются, что его мнение важно. Одним из эффективных приемов построения общения взрослого с ребенком является двусторонний диалог «взрослый - ребенок, ребенок – взрослый». Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность также обратиться к субъективному опыту взрослого, создать условия для равноправного продуктивного диалога. Продуктивная построение межличностных отношений возможна только в позиции: «Я - хороший, ты - хороший». В таком положении ребенок считает себя ценным и значимым и думает, что другие люди также являются ценными и значимыми. Дошкольники свободно вступают в значимые для них отношения с другими людьми и показывают им, что ценят свои и их достижения. Такая позиция усиливает развитие близких, значимых отношений с другими людьми, в том числе и личностных отношений между педагогом и ребенком. Поэтому очень важно ведение диалога с дошкольниками не из авторитарной позиции, а с позиции равноправного партнера, который приглашает к сотрудничеству [6].

Общеупотребительные фразы педагога при взаимодействии с ребенком: «Давайте вместе обсудим», «У тебя обязательно все получится», «Как вы считаете?», «Может попробуем сделать это вместе?», «Хотел бы ты получить помощь?», «Чью - мою, или кого-то из детей?», «Мне нужна ваша помощь?», «Интересно, не так ли? Завтра повторим это снова». Технология использования субъективного опыта включает в себя не только саму организацию занятия и подбор рациональных приемов взаимодействия с детьми, но и учета субъективного опыта при выполнении различных задач. Если ребенок имеет право выбора, дошкольники с большей ответственностью относятся к выполнению задач, выполняют их с удовольствием, интересом.

Приведенные типы задач связаны с типом субъективного опыта: познавательным, коммуникативным, созидательной. Задание можно предлагать выполнять детям не только индивидуально, а в паре, группой. Очень интересным является прием - выполнения задания детьми с их личным выбором и пониманием. Работа с субъективным опытом позволяет ребенку активно овладеть способами взаимодействия с окружающим миром, проявить индивидуальную избирательность к материалу, который он получает, а педагогу обеспечивает возможность строить индивидуально целесообразный процесс построения взаимодействия с каждым ребенком [5].

Работа с субъективным опытом ребенка предусматривает, что учение - это организация личностно значимой индивидуальной деятельности ребенка. Такая деятельность имеет характерные признаки: в наличии есть познавательные стратегии деятельности; отслеживаются качественно своеобразные индивидуальные стили деятельности; используются задания разной степени сложности, разного типа (проблемные, креативные).

Рассмотренные в исследовании категории «педагогическое общение», «субъект-субъектное взаимодействие», «диалоговое общение», «субъектная позиция дошкольника», имеют мощный потенциал, интегрированное использование которого способствует качественным и количественным изменениям в процессе формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающей действительности. Установлено, что реализация субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей способствует созданию социально-психологического климата, росту степени удовлетворенности межличностным общением педагогов с детьми, детей между собой, становлению субъектной позиции дошкольников. Принцип диалогичности занимает доминирующую позицию среди многих других, так как диалог является оптимальной формой взаимодействия, средством эмоционального проявления личности, условием и средством формирования субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и ребенком [3].

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования субъект-субъектного взаимодействия педагога и дошкольника в связи с его сложностью и многоаспектностью, поэтому перспективы нашего дальнейшего исследования мы связываем с последующей разработкой системы работы с детьми дошкольного возраста на основе диалогового общения

Литература:

  1. Богуш А., Гавриш Н. Методика ознакомления детей с окружающей средой в дошкольном учебном заведении. Учебник для вузов / Алла Михайловна Богуш, Наталья Васильевна Гавриш; - М .: Издательский Дом «Слово», 2010. - 408 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. Детская психология. / Лев Семенович Выготский; [Под. ред. Д. Б. Эльконина] - М .: Просвещение 1984. - С. 234 - 236.
  3. Крутой К. Образовательное пространство дошкольного учебного заведения: монография: в 2 х ч. - Часть первая / Екатерина Крутий. - М.: Просвещение, 2009 - 302 с.
  4. Малыхина А.А. Личностно ориентированная модель обучения и ее аксиологическая сущность / А. Малыхина // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С.15-16.
  5. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании. / Юрий Степанович Мануйлов. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2018. Т. 14., Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокенетика». № 1. - С 5 - 7.
  6. Педагогический словарь. Под ред. Ярмаченка М.Д. - К.: Педагогическая мысль, 2011. – 315 с.
  7. Энциклопедия образования / гол. ред. В. Кремень. - М.: Одиссей, 2017. - 1040 с.

 

Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (16.03.2018)
Просмотров: 493 | Теги: взрослый, сотрудничество, ребенок, взаимодействие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: