Главная » Файлы » Работа с администрацией » Педагоги |
[ · Скриншот ] | 08.07.2013, 11:45 |
Зная характерологические и личностные особенности подчиненных можно выстроить эффективное взаимодействие с ними. Застревающий тип. Достигает высоких
результатов в выбранной сфере (производственной, творческой) деятельности.
Обладает способностью эффективно работать в любых условиях. Отличается
целеустремленностью, активностью, высоким стремлением к профессиональным
достижениям и карьерному росту. Руководителю следует относиться к ним с осторожностью,
стараться не обижать таких сотрудников, не допускать к переговорам, т.к. такие
сотрудники с ними точно не справятся. Демонстративный тип. Демонстративные личности
добиваются успеха в тех областях, где на первое место выступает проблема оперативной
ориентировки в непредсказуемой ситуации, в творческих, коммуникативных
профессиях. Стремление к неординарности, внешним эффектам в сочетании с
решительностью, артистизмом, обаянием делает их незаменимыми сотрудниками в
области ведения переговоров, например, для создания и поддержания имиджа
компании. Их трудовая жизнь может быть связана с профессиями искусства не из-за
того, что они очень талантливы, а из-за престижа и постоянной возможности быть
на виду [5, с. 316]. Помимо удовлетворения тщеславия очень важны и высокие
гонорары, которые расцениваются как признание исключительных заслуг и таланта. В
современных условиях демонстративных личностей может привлекать, к примеру,
торгово-посредническая деятельность. При этом ничего не надо самому создавать,
только рекламировать товар, перепродавать. Этим обеспечивается быстрый темп деятельности,
личность находится все время на виду, может получать немалые прибыли [18, с.
260]. Педантичный тип. В условиях
профессиональной деятельности проявления педантичности необходимы, чрезвычайно
ценны. Лица с развитой педантичностью добросовестны, аккуратны, подвергают
тщательному и всестороннему анализу свою деятельность, достойны высокого
доверия руководства, коллег. Не претендуют на лидерство, являются надежными
партнерами в бизнесе. Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к
делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в
течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни. Несмотря на перечисленные
достоинства педантичных людей, крайние проявления данного типа могут создавать
проблемы в работе. Так, стремление к совершенству в деталях там, где это не
важно для дела, может приводить к конфликтам с коллегами. Кроме того, такая
позиция приводит к постоянному внутреннему напряжению, не позволяет
расслабиться и отключиться от рабочих проблем. Прежде чем сдать работу, педантические
личности по 2 - 3 раза проверяют себя. Конец рабочего дня для них не означает
конца работы. Ложась спать, они долго обдумывают, «как все сегодня получилось»,
а иногда, забегая вперед, начинают заранее переживать и завтрашний день. Невозможность все
выполнить так, как требует их добросовестность, ограничивает возможности
педантических личностей в карьерном росте. Они, как правило, не только не
стремятся к повышению по службе, но даже отказываются в тех случаях, когда им
предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Для них более
приемлемо вообще снять с себя ответственность за порученное дело, чем пытаться
справиться с ним неполноценно. Возбудимый тип. Физическая работа,
экстремальные условия, ситуация риска, мощного рывка – прекрасные условия
реализации потенциала личности этого типа. Способность отстоять свою позицию, помериться силами,
выступить за справедливость, проложить путь – в определенных профессиях это
незаменимые качества, достойные уважения. Если спросить таких людей о причинах
смены места работы или профессии, то редко услышишь ответ о сложности самой
работы. Обычно выдвигаются другие мотивы: начальник не хотел пойти на уступки,
коллега плохо относится, низкая зарплата (не ценят). Обычно возбудимого
человека раздражает не столько напряженность труда, сколько недостатки в его
организации; частая перемена мест работы является следствием систематических конфликтов
по этому поводу. Гипертимный тип. Прекрасно чувствует себя
в начале организации любого дела, в новой обстановке, в экстремальных
ситуациях, в условиях риска. Мотивация к деятельности формируется как вызов,
профессиональный рост определяется высоким уровнем притязаний – таким людям
важно подтвердить свою способность справляться с трудностями на пути к достижению
высокого результата. Дефицит материального вознаграждения за работу
компенсируется ощущением собственной значимости, а также необходимостью постоянно
проявлять изобретательность и способность к творчеству. Отрицательным
проявлением гипертимной личности является склонность создавать видимость
продуктивной деятельности. Она с энтузиазмом берется за любое дело, строит
немыслимые планы, при этом не всегда заботится об их воплощении в жизнь, может
легко отказаться от задуманного, игнорируя при этом установленные
договоренности. Смена видов деятельности и мест работы не вызывает у такого
человека особых затруднений, внутренних проблем, включая чувство вины перед
«родным коллективом» и работодателями [16, с. 355]. Дистимный тип. В профессиональной
деятельности дистимная личность выбирает наиболее энергосберегающие тактики,
неконфликтна, всегда спокойна, уравновешена, производит впечатление житейского философа.
Инициатива направлена на достижение максимального эффекта минимальными
усилиями. Ответственность определяется должностным предписанием. Деятельность
всегда индивидуализирована, обособлена, предсказуема. Возможность включения в
совместную (групповую) работу рассматривается на специально оговоренных
условиях. Циклотимный тип. К работе и своим
обязанностям циклотимные личности относятся добросовестно, но при повышенном
настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В период пониженного
настроения становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук. Работа,
которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить. Руководителю здесь
необходимо учитывать периодическую смену настроений сотрудника, стараться не
перегружать его работой, предпочтительнее организовывать им индивидуальную
работу с гибким графиком. Экзальтированный тип. Экзальтированными чертами
часто обладают творческие натуры, артисты, музыканты, поэты. Искренность в
выражении чувств, тонкое ощущение реальности, стремление романтизировать
отношения придают изысканность, особый смысл межличностному общению такого
человека в любом коллективе. Однако регламентированные условия деятельности,
частая и непредсказуемая смена настроения, субъективизм и безаппеляционность в
суждениях этих лиц создают благоприятный фон для развития конфликтных ситуаций,
провоцируют панические настроения. Являясь
эмоционально-эстетическим лидером в группе, экзальтированная личность не
проявляет склонности к формальному лидерству, ответственности на себя не берет. Эмотивный тип. Глубина переживаний
эмотивного человека обычно сочетается с хорошим осознанием личностных смыслов,
которые определяют всю его деятельность. Так, для него характерно постоянное
стремление к самообразованию и личностному развитию. Для него также важны
теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, лояльное отношение со стороны
начальства и общий эмоциональный комфорт. Если перечисленные выше условия
соблюдаются, такой человек не будет стремиться к поиску других мест работы
(даже при условии больших материальных благ).
Как правило, эмотивный человек не претендует на роль лидера. Однако
чувство долга, ответственность, исходящие из его ценностных ориентаций,
оказывают большое влияние на окружающих, и часто становятся этическими стандартами
профессиональной деятельности коллектива, в котором он работает. Тревожный тип. Лица тревожного типа
достигают больших успехов практически в любой деятельности в связи с развитой
критичностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию. Некоторые виды
профессий непосредственно связаны с доминированием тревожности (например,
оперативно-розыскная деятельность, спорт, творческие профессии). Многие
достижения формируются у таких людей по принципу гиперкомпенсации. Здесь
руководителю надо по максимуму создать благоприятные и спокойные условия для
работы сотрудника. Учет психологических особенностей людей имеет большое практическое значение, поскольку зная определенные характерные черты личности можно прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Такое моделирование поведения особенно важно в условиях профессиональной деятельности. Учет руководителем особенностей и характеристик личности позволяет повысить эффективность труда, снизить конфликтность в коллективе, улучшить психологическую атмосферу на предприятии и прочее. В данном случае такую же роль и играет учет акцентуаций характера руководителя организации, так, зная определенный круг проблем предприятия можно исправить их, приняв на работу «нужного» человека | |
Просмотров: 1935 | Загрузок: 0 | |