Главная » Файлы » Работа с педагогами » Консультации для педагогов

Акцентуации характера подростков. Как работать с "трудными" детьми? Обзорный материал.
[ · Скриншот ] 08.07.2013, 11:24

Представим основные типы акцентуации характеров подростков


- Неустойчивый тип – среди подростков данного типа нет определенных стремлений и интересов, в том числе и профессиональных склонностей. Такие подростки равнодушно относятся к своему будущему, не строят планов и живут в основном одним днем, получая максимум развлечений и удовольствий. К переживаниям родителей относятся равнодушно и безразлично. Испытывают патологическую неприязнь к спорту. Подростки, обладая данным типом акцентуации, не в состоянии найти себе интересного занятия и как следствие с трудом могут переносить одиночество, которое является для них мучительным. В личности преобладают такие качества личности, как трусость, безволие и безынициативность, что не позволяет им стать в группе сверстников лидером.

- Конформный тип – согласно названию, такие подростки легко поддаются влиянию и мнению окружающих людей. Конформные подростки легко подчиняются любой авторитетной личности. Как и предыдущего типа, здесь отсутствует инициатива и стремление стать лидером. Такие подростки в большей степени склонны к проявлениям дезадаптации, они с трудом переносят новые условия, которые являются для них мучительными. Конформные подростки также не обладают критичностью, поэтому много воспринимают так, как есть и очень часто бывают втянуты в групповые правонарушения.

- Астено-невротический тип – данным тип личности отличается своей мнительностью, капризностью и повышенным уровнем утомляемости и усталости. Чаще всего такие проявления становятся заметны на фоне учебы. Такие подростки склонны к ипохондрии, т.е. могут накручивать себе несуществующие у них болезни. Подростки с таким типом акцентуации постоянно заняты переживаниями о своем здоровье, они очень внимательно обращаются к своему состоянию и здоровью, прислушиваются к телесным ощущениям и с радостью относятся к различным медицинским осмотрам и лечению. Больше всего такие подростки склонны к одиночеству или общению с одним другом, т.к. от большой компании часто устают.

- Лабильный тип – подростки с таким типом акцентуации часто непредсказуемы в своем поведении и бывают изменчивы в настроении. Перепады настроения в течение дня меняются очень часто, а предпосылкой этому может послужить все, что угодно, начиная от кем-то оброненного слова и заканчивая взглядом другого человека. Настроение таких подростков меняется от радужно-веселого до пессимистического.

- Гипертимный тип – подростки с таким типом акцентуаций отличаются всегда хорошим или повышенным настроением, обладают высоким жизненным тонусом и энергией, постоянным стремлением к выполнению какой-либо деятельности. Однако такая активность, большая общительность имеет и свои недостатки – неразборчивость в общении, неустойчивость интересов подростка и прочее. Такие подростки очень легко адаптируются в новых условиях или ситуациях, но очень плохо переносят одиночество. Склонны к завышенной самооценке и переоценке своих возможностей. Обладают также чересчур оптимистичными планами на будущее.

- Циклоидный тип – отличается циклическими перепадами выраженности определенных качеств. В субдепрессивной фазе такие подростки очень тяжело переносят любые трудности и неудачи, случающиеся в их жизни. Критика их стороны воспринимается как собственная неполноценность и ненужность, что, в крайнем случае, может подтолкнуть подростка к проявлению суицидального поведения. В гипертимной фазе такие подростки мало чем отличаются от подростков гипертимного типа.

- Сенситивный тип – отличает таких подростков высокий уровень впечатлительности, эмотивности и собственной неполноценности. Такие подростки часто видят в себе множество недостатков, что провоцирует развитие у них замкнутости, робости, застенчивости. С незнакомыми людьми такие подростки ведут формальные разговоры, однако с теми людьми, к которым они привыкли, могут проявлять общительность и откровенность. По своему поведению не склонны к проявлениям аддикции, девиантности и делинквентности.

- Психастенический тип – обладают такими личностными характеристиками и отличительными особенностями, как нерешительность, мнительность, возникновению навязчивых идей. Чаще всего такие проявления характера обнаруживаются рано – при поступлении в школу. Так же, как и подростки предыдущего типа не склонны к отклоняющемуся от нормы поведению [8, с. 310].

- Шизоидный тип – обладает такими характеристиками, как высокий уровень замкнутости, необщительности и недостаток интуиции в общении. Таким подросткам очень трудно устанавливать межличностные отношения, устанавливать эмоциональные контакты непреодолимая для них задача, что нередко они очень тяжело переживают. Недостаток интуиции в общении проявляется в неспособности понять эмоциональное состояние собеседника, его внутренние переживания.

- Эпилептоидный тип – основная особенность таких подростков – склонность к проявлениям злобно-тоскливого настроения с постепенно нарастающим раздражением и стремлением найти объект, на который можно все это выплеснуть. Проявление накопленного раздражения находит свой выход под влиянием аффекта. Такие подростки хорошо адаптируются к условиям, где существует жесткая дисциплина. Отличает также таких подростков их инертность, неспособность быстро переключатся на другой вид деятельности. Также их характеризует мелочность, скрупулёзность, педантичность и строгое соблюдение всех правил.

- Истероидный тип – такие подростки обладают беспредельным эгоцентризмом, ненасытным стремлением привлекать к себе внимание окружающих, стремление чувствовать себя нужным. Такие подростки склонны к лживости и фантазированию, что чаще всего служит им для приукрашивания своей личности. Такие подростки не способны к упорному труду, что сочетается с большими надеждами и высоким уровнем притязаний в отношении своей профессии. 


Диагностировать тип акцентуации характера личности возможно с использованием специального психодиагностического инструментария. По итогам данной диагностики, по результатам можно разработать ряд практических рекомендаций по взаимодействию с подростком для родителей и педагогов. 
"Сложные" и "трудные" подростки требуют к себе особенного повышенного внимания, поэтому очень важно вовремя установить с такими детьми позитивный контакт и найти общий язык, а знание его личностных особенностей только будет помогать этому. 
Категория: Консультации для педагогов | Добавил: lydia-08 | Теги: трудные дети, подростки, характер, акцентуации
Просмотров: 1752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0