Главная » Файлы » Работа с педагогами » Консультации для педагогов |
[ · Скриншот ] | 08.07.2013, 11:24 |
Представим основные типы акцентуации характеров подростков - Неустойчивый тип – среди подростков данного типа нет определенных
стремлений и интересов, в том числе и профессиональных склонностей. Такие
подростки равнодушно относятся к своему будущему, не строят планов и живут в
основном одним днем, получая максимум развлечений и удовольствий. К
переживаниям родителей относятся равнодушно и безразлично. Испытывают
патологическую неприязнь к спорту. Подростки, обладая данным типом акцентуации,
не в состоянии найти себе интересного занятия и как следствие с трудом могут
переносить одиночество, которое является для них мучительным. В личности
преобладают такие качества личности, как трусость, безволие и
безынициативность, что не позволяет им стать в группе сверстников лидером. - Конформный тип – согласно названию, такие подростки легко
поддаются влиянию и мнению окружающих людей. Конформные подростки легко
подчиняются любой авторитетной личности. Как и предыдущего типа, здесь
отсутствует инициатива и стремление стать лидером. Такие подростки в большей
степени склонны к проявлениям дезадаптации, они с трудом переносят новые
условия, которые являются для них мучительными. Конформные подростки также не
обладают критичностью, поэтому много воспринимают так, как есть и очень часто
бывают втянуты в групповые правонарушения. - Астено-невротический тип – данным тип личности отличается
своей мнительностью, капризностью и повышенным уровнем утомляемости и
усталости. Чаще всего такие проявления становятся заметны на фоне учебы. Такие
подростки склонны к ипохондрии, т.е. могут накручивать себе несуществующие у
них болезни. Подростки с таким типом акцентуации постоянно заняты переживаниями
о своем здоровье, они очень внимательно обращаются к своему состоянию и
здоровью, прислушиваются к телесным ощущениям и с радостью относятся к
различным медицинским осмотрам и лечению. Больше всего такие подростки склонны
к одиночеству или общению с одним другом, т.к. от большой компании часто
устают. - Лабильный тип – подростки с таким типом акцентуации часто
непредсказуемы в своем поведении и бывают изменчивы в настроении. Перепады
настроения в течение дня меняются очень часто, а предпосылкой этому может
послужить все, что угодно, начиная от кем-то оброненного слова и заканчивая
взглядом другого человека. Настроение таких подростков меняется от
радужно-веселого до пессимистического. - Гипертимный тип – подростки с таким типом акцентуаций
отличаются всегда хорошим или повышенным настроением, обладают высоким
жизненным тонусом и энергией, постоянным стремлением к выполнению какой-либо
деятельности. Однако такая активность, большая общительность имеет и свои
недостатки – неразборчивость в общении, неустойчивость интересов подростка и
прочее. Такие подростки очень легко адаптируются в новых условиях или
ситуациях, но очень плохо переносят одиночество. Склонны к завышенной
самооценке и переоценке своих возможностей. Обладают также чересчур
оптимистичными планами на будущее. - Циклоидный тип – отличается циклическими перепадами
выраженности определенных качеств. В субдепрессивной фазе такие подростки очень
тяжело переносят любые трудности и неудачи, случающиеся в их жизни. Критика их
стороны воспринимается как собственная неполноценность и ненужность, что, в
крайнем случае, может подтолкнуть подростка к проявлению суицидального
поведения. В гипертимной фазе такие подростки мало чем отличаются от подростков
гипертимного типа. - Сенситивный тип – отличает таких подростков высокий уровень
впечатлительности, эмотивности и собственной неполноценности. Такие подростки
часто видят в себе множество недостатков, что провоцирует развитие у них
замкнутости, робости, застенчивости. С незнакомыми людьми такие подростки ведут
формальные разговоры, однако с теми людьми, к которым они привыкли, могут
проявлять общительность и откровенность. По своему поведению не склонны к
проявлениям аддикции, девиантности и делинквентности. - Психастенический тип – обладают такими личностными
характеристиками и отличительными особенностями, как нерешительность,
мнительность, возникновению навязчивых идей. Чаще всего такие проявления
характера обнаруживаются рано – при поступлении в школу. Так же, как и
подростки предыдущего типа не склонны к отклоняющемуся от нормы поведению [8,
с. 310]. - Шизоидный тип – обладает такими характеристиками, как
высокий уровень замкнутости, необщительности и недостаток интуиции в общении.
Таким подросткам очень трудно устанавливать межличностные отношения,
устанавливать эмоциональные контакты непреодолимая для них задача, что нередко
они очень тяжело переживают. Недостаток интуиции в общении проявляется в
неспособности понять эмоциональное состояние собеседника, его внутренние
переживания. - Эпилептоидный тип – основная особенность таких подростков –
склонность к проявлениям злобно-тоскливого настроения с постепенно нарастающим
раздражением и стремлением найти объект, на который можно все это выплеснуть.
Проявление накопленного раздражения находит свой выход под влиянием аффекта.
Такие подростки хорошо адаптируются к условиям, где существует жесткая
дисциплина. Отличает также таких подростков их инертность, неспособность быстро
переключатся на другой вид деятельности. Также их характеризует мелочность,
скрупулёзность, педантичность и строгое соблюдение всех правил. - Истероидный тип – такие подростки обладают беспредельным эгоцентризмом,
ненасытным стремлением привлекать к себе внимание окружающих, стремление
чувствовать себя нужным. Такие подростки склонны к лживости и фантазированию,
что чаще всего служит им для приукрашивания своей личности. Такие подростки не
способны к упорному труду, что сочетается с большими надеждами и высоким
уровнем притязаний в отношении своей профессии. Диагностировать тип акцентуации характера личности возможно с использованием специального психодиагностического инструментария. По итогам данной диагностики, по результатам можно разработать ряд практических рекомендаций по взаимодействию с подростком для родителей и педагогов. "Сложные" и "трудные" подростки требуют к себе особенного повышенного внимания, поэтому очень важно вовремя установить с такими детьми позитивный контакт и найти общий язык, а знание его личностных особенностей только будет помогать этому.
| |
Просмотров: 1752 | Загрузок: 0 | |