Главная » Файлы » Работа с педагогами » Консультации для педагогов |
[ · Скриншот ] | 08.07.2013, 12:42 |
Как указывает Гиппенрейтер Ю.Б. в одной из своих работ, характер - захватывающая тема для размышлений, наблюдений, познания себя и других. От характера зависит практически все в жизни человека: как он строит свою жизнь, как живет в семье, как общается с друзьями и коллегами, как воспитывает детей.
Интересные исследования в психологии были проведены в области изучения ярко выраженных черт характера, которые называются акцентуациями. Интерес ученых данная проблема вызывает в связи с тем, что индивидуальные черты личности могут иметь тенденцию к переходу в патологическое состояние, что приводит к накладыванию определенного отпечатка на личность, в том числе могут привести к ее разрушению. Часто в обыденной жизни мы встречаемся с таким понятием, как «трудный характер». Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации. Акцентуации характера могут проявляться в раннем возрасте, достигая своего, так называемого расцвета в подростковом возрасте. При наличии неблагоприятных факторов или условий акцентуации характера могут обостряться и становиться отличительной особенностью уже взрослого человека. Конечно же, нельзя рассматривать акцентуации характера, как определенную личностную трудность, ведь они могут служить источником развития качеств, которые позволяют добиваться успеха в профессиональном плане или межличностном общении. Кстати, по мнению некоторых антропологов, разные типы темперамента и, соответственно, характера пришли к нам из далекого человеческого прошлого. Первобытное племя нуждалось в активных вожаках, агрессивных охотниках, доброжелательных миролюбцах, спокойных пытливых умах. Каждый из этих характеров, необходимый для выживания племени, отрабатывался и закреплялся в поколениях. У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. [3,12] Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике. В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах. В основе каждого типа характера лежат базовые свойства. Они связаны с природными особенностями организма, потребностями и эмоциями. Например, одни люди «от природы» открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены. Вокруг базовых свойств формируются многие другие черты характера. Так, внутренне напряженный человек основателен в работе и одновременно обидчив и ревнив. Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что и было реализовано нами в данной работе. Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются. Хотелось бы отметить, что учет психологических особенностей людей имеет большое практическое значение, поскольку учитывая определенные характерные черты личности можно прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Такое моделирование поведения особенно важно в условиях профессиональной деятельности. Учет руководителем особенностей и характеристик личности позволяет повысить эффективность труда, снизить конфликтность в коллективе, улучшить психологическую атмосферу на предприятии и прочее. В данном случае такую же роль и играет учет акцентуаций характера руководителя организации, так, зная определенный круг проблем предприятия можно исправить их, приняв на работу «нужного» человека Вообще нет плохих и хороших характеров, так же, как и нет «лучшего характера». Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать. Знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка. | |
Просмотров: 862 | Загрузок: 0 | |