Главная » Файлы » Работа с педагогами » Работа с подростками

Конфликты в коллективе старшеклассников.
[ · Скриншот ] 08.07.2013, 12:51

Понятие конфликта давно укоренилось в нашем сознании, о данном понятии написаны целые книги, создано такое направление в психологии – конфликтология, целью которой является изучение конфликтов в жизни человека, изучение и развитие практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

·        Межличностный конфликт – межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

·        Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

·        Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

   Причины возникновения конфликтов:

1.     «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2.     «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3.     Формирование агрессивных реакций человека.[1]

4.     Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5.     Низкий уровень коммуникации.

6.     Низкая культура поведения.

Конфликты среди старшеклассников являются очень важной темой для обсуждения для педагогов, психологов, администрации школы. Старшеклассники начинают готовиться к выпускным экзаменам, ходить на дополнительные занятия, стремятся к поступлению в среднее или высшее учебное заведение – все это лишь накаляет условия обучения их в школе, что является одной из причин возникновения конфликтов.[2]

Возраст, в котором становятся старшеклассниками, является подростковым, начиная от 14-15 заканчивая 15-17 годами. Подростковый возраст во многих исследованиях и теоретических работах принято называть «трудным», «кризисным». В подростковом возрасте возникает новообразование личности – чувство взрослости, самостоятельности, независимости. Возникает необходимость поступать так, как считаешь нужным, не принимая во внимание мнения окружающих людей. Становление способности к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Психологи отмечают наиболее характерные черты поведения и психологического состояния, появляющиеся в поведении подростков:

1. Резкое ухудшение поведения как проявление негативизма (т.е. немотивированного желания поступать вопреки чужой воле), уп­рямства и драчливости, противопоставления себя учителям и взрос­лым

2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (что связано с соответствующими эмоциональными состояниями, переживаемыми подростком) при выраженном психологическом дискомфорте от тревог, страхов, ощущений одиночества.

3. Выраженное стремление освободиться из-под опеки и контро­ля со стороны родителей и взрослых (реакция эмансипации). Важ­но учитывать, что это далеко не всегда форма оппозиции взрослым, подросток скорее стремится стать равным им, что воспринимается окружающими часто негативно, в силу сохраняющейся экономиче­ской и социальной зависимости.

4. Стремление к группировке с подростками (реакция группиро­вания со сверстниками).

5. Выраженный характер приобретает акцентуации характера.[3]

Может ли это оказывать влияние на возникновение конфликтов? Конечно же, может. Подростковый возраст выступает как один из факторов возникновения конфликтов в коллективе старшеклассников.

Конфликтные ситуации также могут возникнуть в связи с тем, что переход в десятый класс сопровождается интеграцией всех учеников, обучающихся ранее в девятом классе. Многие ученики, проучившись в школе девять лет, уходят работать или поступают в средне-специальные образовательные учреждения, колледжи, остальные же остаются и из тех, кто остался, формируют новые классы.

А что значит новый класс для подростка? Установление новых взаимоотношений, укрепление собственного авторитета, стремление к лидерству, формирование новых малых групп. Все это приводит неизбежно к конфликтным ситуациям. Формирование нового коллектива является еще одной причиной для возникновения конфликтов у старшеклассников.

Конфликты в коллективе старшеклассников могут возникать в связи с тем, что в классе отсутствует формальный и неформальный лидеры, которые являются связующим звеном среди подростков. Возникающая конфликтная ситуация не разрешается вовремя на уровне класса, и затем переходит в более глобальные формы на уровне школы. Наличие в коллективе изгоя, «белой вороны» приводит к тому, что класс может разделиться на две конфликтующие стороны – одна будет защищать этого пренебрегаемого человека, другая, наоборот, нападать на него.

Подростковые группировки являются также важным фактором возникновения   конфликтов. Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся  на нечистоплотности, унижении слабых сверстников, а то и откровенной  жестокости.  Ненужные  семье и школе дети становятся изгоями  общества,  терроризируют  окружающих, грабят и насилуют. У немалого числа молодых людей отсутствует четко  выраженная  личностная самоидентификация,   сильны   поведенческие   стереотипы,    обусловливающие деперсонализацию установок. Конфликты могут возникать среди группировок определенной моральной направленности.[4]

Также фактором, влияющим на возникновение конфликта, являются индивидуально-психологические особенности личности ученика. Стремление быть лидером или ведомым, особенности темперамента и характера, качества личности, поведенческие особенности индивида, индивидуальный стиль выхода из конфликта – все это многое другое влияет на межличностные отношения с учениками, учителями, родителями.

Таким образом, мы выяснили основные причины возникновения конфликтов среди старшеклассников. К ним относятся:

·        Напряженность в отношениях в связи со стрессовой ситуацией самоопределения и профессионального выбора и сдачи экзаменов;

·        Особенности подросткового возраста, влияние новообразований возраста на межличностные отношения;

·        Создание нового коллектива в старшей школе;

·        Индивидуально-психологические особенности личности;

·        Отсутствие в коллективе формального или неформального лидера;

·        Наличие в коллективе «белой вороны»;

·        Участие подростка в какой-либо группировке;




[1]  Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000. С 67-69

[2]  Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Мн.: Тесей, 1999. С 213-218

[3]  Росс Л., НисбетР. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999. С 124-128

[4]  Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. С 78-82

Категория: Работа с подростками | Добавил: lydia-08 | Теги: Конфликты, коллектив старшеклассников
Просмотров: 3777 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0