Главная » Файлы » Работа с родителями » Консультирование и беседы для родителей

Правила проведения итоговой беседы с родителем
24.10.2015, 10:20

Индивидуальное консультирование как вид терапевтического воздействия является достаточно распространенной формой работы школьного психолога. Необходимо отметить, что беседа как вид деятельности знакома родителям и вызывает наименьшее сопротивление из всех имеющихся форм работы, поэтому на беседу с психологом чаще всего хорошо соглашаются.

 

Беседа представляет собой психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения или предоставления сведений от последнего.

Итоговая беседа может преследовать несколько целей и может быть направлена на ознакомление их с результатами проведенной психодиагностической, психокоррекционной работы, предоставление им результатов оценки эффективности развивающей программы, рекомендации по взаимодействию с ребенком и другое.

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и так далее. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.

Важно при беседе с родителями, первичной или вторичной учитывать ряд принципов: безопасности, нейтральной позиции психолога, равномерного распределения ответственности.

Консультирование родителя по поводу ребенка отличается от консультирования взрослого клиента по его собственным проблемам не только процедурно, но и содержательно. Работа с родителем по проблемам ребенка вроде бы выглядит как работа по внешнему запросу: родитель обращается к психологу по поводу ребенка, однако это обращение напрямую затрагивает его самого.

Прежде всего, ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной.

Если необходимо помочь родителю увидеть наличие проблемы у ребенка, можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Прежде всего, установить с родителем контакт, на основе которого выстраиваются доверительные консультативные отношения. При условии выстраивания отношений родитель сможет поделиться своим беспокойством, если оно у него имеется, или выслушать доводы психолога.
  2. Ни в коем случае не обсуждать проблемы ребенка в присутствии большого числа наблюдателей: на родительском собрании, педсовете и т.п. Ситуация индивидуальной консультации гораздо более комфортна и безопасна.
  3. Найти положительные черты ребенка, которые можно отметить в беседе с родителем.

На этапе итоговой беседы с родителем традиционно применяется предоставление рекомендаций. Первым этапом, безусловно, является формулирование рекомендаций, то есть описание стоящих перед родителем целей и путей их достижения. Психолог с родителем ставят некоторые задачи («Необходимо научить ребенка планировать свою деятельность самому»), и затем психолог предлагает рекомендации, способствующие решению этих задач.

После того как психолог сформулировал рекомендации, очень важно проверить, насколько точно родитель их понял. С этой целью можно задать следующие вопросы: «С чего вы можете начать и каким образом?», «Как вы думаете, что из предложенного вы могли бы использовать?». Если ответ получен общий или уклончивый («попробую с чего-нибудь»), следует настоять на более конкретной формулировке и по необходимости прояснить, что может этому процессу помешать.

По итогам формулирования рекомендаций необходимо договориться с родителем о том, в течение какого срока он будет их применять. Причем лучше предупредить родителя о том, что радикальное изменение существующих способов общения с ребенком весьма непросто и требует значительного времени, поэтому на первых порах сразу трудно сориентироваться и быстро применить предложенную рекомендацию. Первое время полезно вспоминать различные ситуации взаимодействия с ребенком и задним числом анализировать, что можно было сделать по-другому. Такая рефлексия помогает овладеть новыми формами поведения.

В конце данной беседы с родителем следует договориться о следующей встрече, причем не стоит назначать ее очень скоро. Как  показывает  практика,  оптимальный  срок  для  того,  чтобы родитель начал применять полученные от психолога рекомендации, - 2–3 недели.

Психолог-консультант внушает родителям мысль, что никто от них не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом  для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье.

Он подводит родителей к постепенному осознанию того, что полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим родителям помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни.

 

Литература:

  1. Монина Г. Б.  Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 210 с.
  2. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  3. Старшенбаум Г. В. Как стать семейным психологом. М., 2007.
  4. Чибисова М.Ю. Психологическое консультирование: от диагностики к путям решения проблем. М.:. 2011.

 

 

 

 

 

Категория: Консультирование и беседы для родителей | Добавил: lydia-08 | Теги: родители, психолог, консультирование родителей, беседа с родителями
Просмотров: 1545 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0