11:27 Взаимодействие школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования | |
Доступность образования, приспособление образования к различным нуждам и потребностям детей, гибкий подход к образованию, удовлетворение разнообразных потребностей детей, ценность каждого человека – все это характеризует процесс развития общего образования, подразумевающего под собой доступность образования для всех, иными словами инклюзивное образование. Инклюзивное образование, ставшее на сегодняшний день новой ступенью в развитии общества, одной из гуманитарных идей его развития, позволяет повысить эффективность преподавания и обучения. Следует отметить, что направления деятельности школьного психолога с субъектами образовательного процесса включают в себя психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работников администрации, учащихся, родителей учеников. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает деятельность школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Важно то, что учитывая особенности инклюзивного образования, работа с родителями приобретает особую актуальность в связи с тем, что она направлена на снижение переживаний, связанных с психологической травмой от рождения ребенка с особыми ограниченными возможностями, нормализацию семейных и микросоциальных отношений. Если говорить в целом о работе школьного психолога с родителями учащихся, то она направлена на сохранение психического и психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых [2]. Взаимодействие школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования включает в себя ряд направлений деятельности специалиста, таких как консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая и профилактическая работа, что позволяет в полной мере реализовать процесс включения родителей в образовательное пространство. Отличительной особенностью взаимодействия школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования имеет ряд отличительных особенностей, которые мы не можем не отметить, так, учитывая тот факт, что данный вид образования во многом выступает новой педагогической практикой, то, как и все новое инклюзивное образование встречает со стороны родителей разное отношение и понимание. Поэтому работа школьного психолога должна строиться на принципах формировании положительного отношения к данному виду образования, на обеспечении психологической и эмоциональной безопасности, открытости и конгруэнтности психолога, системности в работе, приоритете активных методов взаимодействия. Исследования показывают, что существует объективная необходимость в объединении усилий семьи и школы в воспитании учащихся в рамках инклюзивного образования. Однако для такого целенаправленного и эффективного воздействия на семейный педагогический процесс со стороны школы необходимо получить объективную информацию о состоянии семьи. К основным задачам работы школьного психолога с родителями в рамках консультативного направления деятельности можно отнести: согласование ценностных основ воспитания ребенка с особыми потребностями, определение приоритетных ценностей, согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, а также согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений. [1] Важнейшим направлением в профессиональной деятельности школьного психолога выступает индивидуальное и групповое консультирование родителей. Так на индивидуальной консультации родители получают психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов и стилей воспитания своих детей. В ходе такого консультирования у родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы. Такие групповые и индивидуальные консультации позволяют организовать родительскую вовлеченность, что определяется нами как разнообразные действия, позволяющие родителям обменивать необходимой информацией со школьным психологом и педагогами, участвовать в различных мероприятиях образовательного учреждения, при этом принимая совместные решения. Консультативное направление деятельности может включать в себя и информационно-просветительскую работу школьного психолога. Так, групповые консультации с родителями могут включать в себя разнообразные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей в рамках инклюзивного образования. Консультирование родителей в рамках инклюзивного образования позволяет решить широкий круг проблем. Особенно важно оказывать родителям поддержку в эмоциональном и психологическом плане для избавления от негативных эмоций, конфликтных состояний личности. Школьный психолог в ходе такого индивидуального или группового консультирования предоставляет конкретные психологические рекомендации с учетом индивидуально-психологических, возрастных особенностей детей с особыми потребностями. Одной из особенностей работы школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования является возможное переживание детьми чувства неполноценности. Консультирование родителей таких детей также связано с рядом трудностей, касающихся того, что они также могут иметь внешне скрываемое чувство неполноценности. В связи с этим следует учитывать это при работе с родителями и обсуждать имеющуюся проблему в терминах сниженной самоценности, неуверенного поведения и прочего. Главное здесь в работе школьного психолога создать у родителей чувство уверенности в том, что ребенку необходимы ситуации успеха, для которого обязательно важно присутствие родительского участия. Делая вывод о взаимодействии школьного психолога с родителями в рамках инклюзивного образования, следует отметить, что это не просто совокупность различных видов деятельности по организации, координации, обучению или просвещению родителей, это комплексное психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса.
Литература: 1. Белова С.О. Феномен «Ковчега» и проблема интеграционного обучения // Народное образование. 2008. № 8. С. 203−207. 2. Хухлаева О.В. Активные формы групповой работы с родителями / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |