Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

Восприятие человека человеком

1. Психология чувственного познания

2. Восприятие как основа чувственного познания

Список литературы

 

1. Психология чувственного познания

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Процесс познания окружающего мира состоит из двух сторон – субъекта познания и объекта познания. В самом узком смысле под субъектом познания понимают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней - очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Позднее он уже начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы, и здесь проявляется детский эгоцентризм: другие люди существуют, чтобы кормить ребенка, играть с ним, воспитывать его. В юношеском возрасте формируется «идеальное Я», сопоставление с которым заставляет людей меняться.

Усовершенствованием себя человек занимается для достижения своего «идеального Я», и зависит оно от самооценки человека. Если самооценка человека завышена, то он, как правило, считает, что уже достиг верхней точки саморазвития, и что необходимости в усовершенствовании себя нет. Если же самооценка человека занижена, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Осмысление собственной жизни направлено  не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Факты показывают, что этот вопрос встает не перед каждой и личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые годы. Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти. Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, которая помогает понять человеку, для чего он поступает именно так, а не иначе

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

  • ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
  • восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
  • представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих).

Чувственное познание играет большую роль в обеспечении всего процесса познания. Такая главенствующая роль обеспечивается рядом проявлений:

  • органы чувств являются единственным каналом, через который происходит непосредственная связь человека с внешним миром;
  • познание и мышление личности невозможно без органов чувств человека;
  • огромные трудности вызывает потеря даже одного из органов чувств человека, которая вызывает сложности в процессе познания;
  • минимальную первичную информацию из окружающего мира возможно получение путем функционирования органов чувств.

Таким образом, чувственное познание является исторически и логической формой познания.  Чувственное познание предполагает познание объектов с функционированием органов чувств человека, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. В связи с этим необходимо перейти к рассмотрению данных познавательных процессов как основы для чувственного познания. 

 

2. Восприятие как основа чувственного познания

Восприятие является познавательным процессом личности. В самом общем виде восприятие – это отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. Восприятие основывается на другом познавательном процессе личности – ощущении. Восприятие ни в коем случае не является суммированием отдельных ощущений, такое мнение является ошибочным. Восприятие как процесс протекает одновременно с другими психологическими процессами личности, такими, как речь, чувства, мышление, воля.

Большинство исследователей относят к свойствам восприятия следующие:

•        Предметность;

•        Целостность;

•        Структурность;

•        Константность;

•        Осмысленность;

•        Апперцепция;

•        Активность.

Предметность восприятия способность отражать окружающую реальность в виде отдельных предметов, а никак не  в виде не связанных друг с другом ощущений. Как отмечают исследователи, предметность не является врожденным свойством восприятия. Ярчайшим примером данного свойства восприятия проявляется в выделении фигуры из фона. Т.е. Предмет – это все то, на чем сосредотачивается в настоящий момент восприятие, а фон – это все то, что образуют вокруг него другие предметы, также действующие на нас, но отступающие по сравнению с основным объектом восприятия [7].

Важно отметить, что предметность является свойством динамического характера, т.е. Все то, что в настоящий момент было фигурой, через некоторое время может превратиться в фон и наоборот, то, что было фоном, может стать предметом. Такова особенность нашего восприятия, так, легче выделяются знакомые и привычные для нас  объекты, хуже выделяются отдельные части предмета. Целостность также является свойством восприятия. Любой воспринимаемый нами образ из окружающей среды целостен. Целостность образа предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Структурность является следующим свойством восприятия. Структурность означает, что каждый образ относится к определенному классу объектов. Здесь имеет значение не только личный опыт человека, но и влияние языка, выступающего как общечеловеческий опыт.

Константность восприятия. Уже из самого названия мы понимаем, что это относительная независимость воспринимаемого образа от физических условий, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Данное свойство является важным и существенным в структуре восприятия, т.к. Без него при любом нашем движении, при изменении положения тела, в случае перемены освещения менялись бы все основные признаки, по которым мы можем узнавать предмет.

Осмысленность выступает следующим свойством восприятия, как познавательного процесса личности. Смысловым значением наделены все перцептивные образы человека, в связи с тем, что восприятие тесно связано с мышлением личности. Данная связь выражается в том, что воспринимая предмет, мы мысленно называем его, относим к определенной группе, таким образом, восприятие предмета не является просто набором раздражителей, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Апперцепция, как свойство является зависимостью восприятия от общего содержания психической жизни человека. Психическая жизнь человека постоянно наполнения различного рода содержанием, его опытом, прошлой практикой, ежедневными впечатлениями, эмоциями, мотивами. Все это непосредственным образом влияет на апперцепцию восприятия [2]. Активность же восприятия заключается в том, что человек в любой момент времени может воспринимать только один предмет или группу предметов, все остальное остается за пределами нашего восприятия и сознания в целом. В отечественной и зарубежной литературе встречается несколько подходов к классификации восприятия. В данной работе мы рассмотрим основную классификацию, встречающуюся в большинстве научных работ.

По модальности восприятие делится на:

•        Зрительное;

•        Слуховое;

•        Осязательное;

•        Кинестетическое;

•        Обонятельное;

•        Вкусовое.

Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. В данном вопросе нам бы хотелось также рассмотреть процесс восприятия человека человеком. Как указывает Батаршев А.В., представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация в самом общем виде – это неосознанное уподобление себя другому человеку. Процесс идентификации личности с другим человеком, обязательно значимым для личности, является также процессом установления определенной эмоциональной связи с объектом. Следует отметить, что идентификация не является синонимом слова референтность, т.е. значимости. Следующее понятие, употребляемое при упоминании восприятия человека человеком, является рефлексия. Рефлексия это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. Е. Как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга [10,7].

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета. Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Таким образом, чувственное и рациональное познания находятся в неразрывной связи друг с другом. Весь процесс человеческого познания невозможно разделить на отдельные составляющие, в связи с тем, что рациональное познание основывается на том материале, который получен в ходе чувственного познания.

В целом под познанием понимают процесс деятельности человека, в основе которого лежит субъективное отражение объективной реальности в его сознании, а результатом выступает получение нового социального опыта. Чувственное познание является первой ступенью познавательной деятельности, здесь человек получает информацию на основе деятельности органов чувств, которое реализуется благодаря ощущению и восприятию.

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представления. Так, каждая из представленных форм обладает собственным механизмом и функционалом действий. Важно, что чувственная картина мира, несомненно, важна, однако, как отмечают специалисты, она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира -  рациональное или логическое познание.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г.   «Методология психологического исследования»
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ип. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Андреева Г.М.  Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
  3. Атлас по психологии. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.
  4. Большой психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского., Ярошевского М. Г. 2-е изд., - М.: Логос, 1990. – 494 с.
  5. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1999. – 200 с.
  7. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
  8. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности. М: Эксмо – 2003. 214 с.
  9. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва Ж42      МГУ, 1990.—367 с.
  10. Изард. К. Е. Психология эмоций– СПб.: Питер 2000. – 87 с.
  11. Климов Е. А. Психология: Воспитание, обучение: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 367 с.
  12. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. И доп. Ростов н/Д, 1998.
  13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с. Лекция 35:  Виды мышления. Мышление и чувственное познание. стр. 327 – 337
  14. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2003. – 592 с.
  15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Под общей редакцией Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. –  425 с.
  16. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.
  17. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576с.
  18. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер – М., 1972 – 248 с.
  19. Психология личности: Хрестоматия. – В 2 т.т. – Самара, 1999. – 453 с.
  20. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990.
  21. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007. – 288 с.
  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002. – 502 с.
  23.  
Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (11.01.2015)
Просмотров: 4605 | Теги: познание, восприятие человека, восприятие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: