Главная » 2015 » Январь » 12 » Немного о работе педагога-психолога
08:48
Немного о работе педагога-психолога

Школьный психолог сотрудничает с родителями, педагогами, учащимися, а также с администрацией образовательного учреждения для создания психологически безопасной, здоровой и благоприятной учебной среды. 

Задачи школьного психолога в работе с учащимися:

  • Проведение консультаций, обучение детей, работа с теми учениками, которые имеют социальные, эмоциональные и поведенческие проблемы;
  • Активизация личностных ресурсов для преодоления препятствий в обучении, а также улучшение учебных стратегий в целях повышения успеваемости;
  • Повышение психологического здоровья и укрепление межличностных связей, развитие социальных навыков, оказание помощи в решении проблем управления гневом, саморегуляции, самоопределения и пр.;
  • Повышение уровня понимания и принятия разнообразных культур и традиций.

Задачи школьного психолога в работе с учащимися, семьей:

  • Выявление и устранение поведенческих проблем, которые мешают успеху в школе;
  • Социальная, эмоциональная и поведенческая поддержка здоровья учащихся;
  • Обучение родительским навыкам и повышения сотрудничества "дом-школа"; 

Задачи школьного психолога в работе с учителями:

  • Выявление и устранение барьеров для эффективного обучения детей;
  • Поддержка эффективного индивидуального обучения;
  • Создание положительного психологического климата и среды в учебном классе;
  • Работа с эмоциональным выгоранием, переутомлением, стрессовыми ситуациями.  

Задачи школьного психолога в работе с администрацией:

  • Сбор и анализ данных, связанных с улучшением образовательных возможностей школы, успеваемости учащихся;
  • Реализация общешкольных профилактических программ, которые помогают поддерживать положительный климат в школе;
  • Содействие школе в создании правил и порядков, которые обеспечивают безопасность всех учащихся за счет снижения насилия в школах, запугивания и преследования;

Как школьный психолог может изменить ситуацию в школе?

Все дети и подростки сталкиваются с проблемами, время от времени. Они могут касаться:

  • Боязни ходить в школу
  • Испытывают трудности в эффективной организации времени
  • Отсутствие эффективных навыков исследования
  • Отстают по школьной программе
  • Отсутствие самодисциплины
  • Беспокойство по поводу семейных дел, таких, как развод или смерть кого-либо из близких
  • Ощущение депрессии или тревоги
  • Эксперимент с наркотиками и алкоголем
  • Мысли о самоубийстве
  • Трудные ситуации, например, поступление в колледж, ВУЗ, получение работы
  • Сомнение в собственных склонностях и способностях

Чем живут наши дети-школьники?  Что их интересует, от чего страдают? 

Мы, взрослые, часто слишком заняты своими делами – бизнесом, карьерой, материальными заботами, – чтобы вникать в такие «мелочи» и разгадывать подобные головоломки.

Данные, которыми оперируют психологи, только подтверждают это. В среднем родители в сутки общаются со своим ребенком 17 минут, хотя должны разговаривать хотя бы час. Причем идет речь об активном и прямом общении. Если мама, моя посуду, погружена в собственные проблемы и машинально отвечает ребенку, а отец, читая газету, долго не слышит вопросов, - такой ребенок рано или поздно найдет того, кто его услышит. Хорошо, если это будет хороший приятель или школьный психолог. А если – группа подростков, которые в подъезде, тайком распивают спиртное?..

Анализ обращений к школьным психологам дает картину о спектре проблем, волнующих современных учеников. Чаще всего к школьным психологам обращаются дети, которые имеют проблемы в общении с ровесниками. Как своего пола, так и противоположного. Как правило, это дети подросткового возраста, которые еще не умеют (а родители не могут их научить) общаться с противоположным полом. Ведь, современное телевидение дает примеры общения, которые для нашей культуры, не подходят, – слишком «американизированные».

Другая проблема, с которой ученики приходят к школьному психологу, – это непонимание родителями проблем детей. Чаще всего ученики жалуются, что им «не позволяют гулять с друзьями». Но в таком возрасте, группирование детей – абсолютно нормальное явление, а не патология: ребенок должен себя чувствовать принадлежащим к определенной группе. Другое дело, какая это группа. То ли это подростки, которые вместе собирают велосипед, или те, которых интересует алкоголь.

Современные школьники часто жалуются школьному психологу: «Родители меня не понимают». Причина такой проблемы: не все родители умеют спокойно сесть за стол с ребенком и обсудить вопрос. Не все родители умеют наблюдать. Какое у ребенка настроение, спокоен ли он, или, напротив, чем-то взволнован? Из этого многое можно узнать.

Школьными психологами в отдельную проблему выделяется, так называемое, социальное сиротство детей. Им важно перед собой иметь живой пример родителей или авторитетного лица – это одно из самых главных условий воспитания. Часто родители считают, что воспитание – это слова. Достаточно с ребенком побеседовать – и все станет на свои места. На деле процесс воспитания сложнее. Порой родители и не догадываются, что именно своими поступками – отношением к своим родителям, к другим людям, работе, – они воспитывают ребенка. Поэтому, если нет человека для наследования, ребенок подсознательно ищет его. В будущем такие дети могут неправильно строить свои собственные отношения в семье. Конечно, если подросток из группы социальных сирот приходить к школьному психологу, он не говорит: «Мне не хватает родительского внимания – мне плохо». Приходит с другими проблемами – конфликты с одноклассниками, учителями... Уже ища причину возникновения проблемы, выясняется: спровоцировало это явление социальное сиротство.

К школьным психологам обращаются с конфликтами – с ровесниками, учителями, родителями. Причин у этих конфликтов немало. К сожалению, встречаются учителя, которые применяют к старшеклассникам те же психологические мерки, что и к ученикам младших классов. А, ведь у многих детей в старших классах обострено чувство самоуважения, и учитель может этого не учитывать. Для отдельных подростков даже незначительное замечание, и даже не в оскорбительной форме, может стать причиной бурной реакции. Не потому, что это плохой ребенок – такие особенности роста и физиологической перестройки организма. То же происходит в отношениях «родители-дети». Родители не могут понять, почему вчера еще ласковый ребенок вдруг становится резким и категорическим. Почему в разговоре с подростком даже интонация теперь важна. 

На прием к школьному психологу приходят и с проблемами профессиональной ориентации (с просьбой помочь определить собственные профессиональные наклонности), когда что-то не получается с учебой ( учусь, учусь, а оценки плохие) и просто школьники, которые любят тесты, – их у психолога обычно немало.

Родители, уделяющие ребенку мало внимания, рано или поздно «расплачиваются» за безразличие. Однажды, освободившись от своих проблем, мы замечаем, что появилась еще одна, важнейшая – мы не понимаем своего ребенка, а он не понимает нас. Как быть? Вариантов несколько. Посоветоваться с друзьями. Перечитать советы психологов. А если не помогло? Тогда попробовать прийти на прием к школьному психологу.

Сегодня задача школьных психологов (их еще называют практическими психологами) – стоять на страже психического здоровья всех участников учебного процесса – учителей, учеников, родителей. Конечно, профессия школьного психолога определяется не только дипломом, но и внутренним состоянием. Но если школе повезло с психологом, возможно, совместно с ним удастся решить проблему.

Существует так называемый этический кодекс чести психолога, что-то вроде клятвы Гиппократа у врачей. Психолог не должен разглашать информацию о ребенке или его родителях. Директору школы информация подается также в обобщенном виде. Конкретные данные психолог может подавать только на запрос научно-методического центра практической психологии и социальной работы или судебных органов. Протоколы обследований, психологического диагностирования учеников должны храниться в кабинете психолога под замком.

Просмотров: 1140 | Добавил: lydia-08 | Теги: школьный психолог, педагог-психолог, задачи психолога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: