Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем |
Судья – лицо, входящее в
состав суда и осуществляющее правосудие. Судья не является должностным лицом в
Российской Федерации. Судья является ведущим лицом, формальным
руководителем судебного процесса. Все действия судьи жестко регламентируются,
он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних
влияний, поскольку только такая независимость от различных внешних и внутренних
факторов (политических, материально-экономических, личностных) может обеспечить
объективность и справедливость решений, принимаемых судьей или судебной
коллегией в ходе судебного расследования. При равенстве прав всех
участников судебного процесса судье принадлежит лидерствующая роль, так как он
несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного
разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за
справедливость и законность выносимого судом решения. Постоянная
ответственность судьи перед обществом предельно стимулирует его познавательные
способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и
ясности в принятии решений. Судьей должен быть человек, который своим личным
поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который
имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях.
Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру.
Разноплановость работы судьи предполагает немалую общую и юридическую эрудицию,
умение принимать решения в самых разнообразных ситуациях. Требования к образованию – претендующий на
должность судьи должен быть не моложе 30 лет, иметь стаж работы по юридической
специальности не менее семи лет. Необходимо владение основными юридическими
навыками и знаниями, безукоризненное знание законов и подзаконных актов. Основные виды деятельности судьи • Изучение
материалов судебного дела • Беседы
с гражданами по вопросам различных судебных дел и вынесение решений • Подготовка
различного рода документов – отчетных, процессуальных • Поиск
законодательства и его изучение • Изучение
руководящей судебной практики Основные стороны профессиограммы судьи: социальная,
реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Социальная сторона - «Судьи не охраняют
правопорядок – они осуществляют социальный заказ общества, профессиональную
деятельность по специфической реализации законных прав государства, различных
субъектов публичного и частного права, то есть, их права на правосудие».
Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует
или присутствует на нем, а также на более или менее значительные группы
населения, находящиеся за пределами суда. «В практической деятельности судьи
оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения: 1. формируют у граждан правосознание; 2. уголовные процессы создают
социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания; 3. при высокой культуре судебных процессов
создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу
морального осуждения; 4. судебные процессы стимулируют
общественное мнение к выявлению причин и условий, способствующих совершению
преступления». Реконструктивная сторона - это текущий и
завершающий анализ всей собранной по делу информации, принятие решения по
возникшему судебному спору и вынесение правильного и справедливого вердикта.
Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности. В реконструктивной деятельности
реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление,
интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться
объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Коммуникативная сторона. Главное в
коммуникативных свойствах личности судьи — умение своим видом показать
способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного
дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является
стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою
оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных качествах судьи
должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость,
насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими
качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах поведения,
эмоциях, речи. Необходимо «уметь в конфликтных ситуациях избирать и проводить
адекватную стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность
изменять стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации». [1, стр. 293] Организационная сторона. «В
организационной деятельности судьи присутствуют черты, которые отличают ее от
руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся
у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального
регулирования и, как правило, имеет публичный характер». [1, стр. 289] Здесь
немалую роль играет психологическая совместимость судьи и иных участников
процесса - состава суда, секретариата, адвокатов, государственного обвинителя, экспертов
и др. Удостоверительная сторона.
Удостоверительная деятельность представляет собой приведение всей добытой в
ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы:
приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется
общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки
в составлении письменных документов по делу. «Наличие психологических знаний дает
возможность судье правильно определить отношение к источнику сообщаемых
сведений, выяснить возможные причины искажения им имевших место в
действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять
мотивы ее деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время,
воздействовать на личность». • Развитые
коммуникативные свойства • Способность
досконально разбираться в обстоятельствах дела • Способность
менять поведение в зависимости от ситуации • Гибкость
поведения • Способность
выступать публично • Уметь
приспосабливаться к окружающим людям • Высокая
письменная культура • Высокий
уровень общей и психологической культуры • Психологическая
компетентность и грамотность • Умение
понимать мотивы личности • Способность
воздействовать на личность • Гибкое
и творческое мышление Личностные качества, интересы и склонности. • Тактичность • Сдержанность
в манерах поведения • Вежливость • Сдержанность
в эмоциональных проявлениях • Честность • Совестливость • Обязательность • Доминирование
социально значимых мотивов личности • Высокий
уровень правосознания • Адекватная
самооценка • Дисциплинированность • Принципиальность Качества, препятствующие
эффективности профессиональной деятельности • Повышенная
жестикуляция • Раздражительность • Насмешка
над другими людьми • Излишняя
назидательность • Грубость • Неуравновешенность
нервной системы • Низкий
уровень продуктивности мышления • Низкий
уровень работоспособности. Требования к оборудованию, организации и условиям
труда • Соответствующие
требования охраны труда рабочего места специалиста • Режим
труда и отдыха в соответствии с нормативными документами и законодательством • Организация
контроля за состоянием условий труда и отдыха сотрудника • Интеллектуальные,
эмоциональные нагрузки • Напряженный
режим работы Уровень напряженности труда прокурора – 2
класс – допустимый. • Личностный
опросник Айзенка • Многофакторный
личностный опросник Кеттелл • Определение
направленности личности • Уровень
притязаний • Диагностика
социального интеллекта • Опросник
социальной компетентности • Опросник
терминальных ценностей • Определение
общей эмоциональной направленности личности • Оценка
нервно-психического напряжения | |
Просмотров: 6708 | | |
Всего комментариев: 0 | |