Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем |
В настоящее время, когда обычные человеческие отношения обесцениваются, крайне важно поддерживать и укоренять эти качества в каждом человеке. Для благоприятного взаимодействия с другими людьми человеку нужны базовые качества. Они должны закладываться с самого детства и развиваться в течение всей жизни. Все самые важные умения приходят к нам от семьи : умение общаться, любить, понимать других людей. И семья есть прямой пример того, как надо поступать с другими людьми, ведь если в семьи были гармоничные отношения, где каждый член семьи уважал других, то и в дальнейшем все это будет передаваться в и проявляться. Не менее важным качеством является доверие. Несомненно, все начинается между ребенком и матерью, когда благодаря заботе, теплу, материнской связи ребенок учиться полностью доверять своей матери, так же, как и мать ребенку. Доверять - значит быть расположенным к другому человеку, быть уверенным, что тебя поймут и не предадут. Доверие — это психологическое состояние, при котором субъект добровольно, осознанно и без колебаний ставит свое личное благополучие в зависимость от внешнего фактора, которому субъект доверяет. Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией. Как пишет Ф. Теннис (1998), «многим людям мы безотчетно доверяем исходя из самого поверхностного знания о них, будучи толком незнакомы, ничего о них не зная, кроме того, что они находятся в данном месте и занимают данный пост — все это овеществленное доверие. Если личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего — его умом и в особенности знанием людей, т. е. опытом, на котором это знание основано <…> в общем человек простодушный и неопытный легковерен, ибо склонен к доверчивости, умный же и опытный верит с трудом, ибо склонен к сомнению <…> это различие почти полностью стирается при овеществленном доверии. Мы не знаем машиниста поезда, на котором едем, капитана и штурмана корабля, на котором плывем, в большинстве случаев мы не знаем врача, с которым не только консультируемся, но которому доверяем наши тело и жизнь при хирургическом вмешательстве». Это доверие людей, основанное не на их личных решениях в связи со знанием объекта доверия, а на представлении, что неопытного человека не поставят исполнять профессиональные обязанности. В таких случаях учитываются непсихологические факторы доверия (например, экономическая стабильность объекта, его общественный имидж, известность, авторитетность, значительный и долговременный опыт деятельности в данной сфере, социальные статусы). На протяжении всей жизни человек меняет свои ценности, окружение, а также взгляды на жизнь. В основном перемены приходятся на тот момент, когда личность претерпевает кризисы. По разным источникам жизненные кризисы классифицируются на :
В каком бы качестве не проявлялся кризис, для организма это большой стресс. Личность меняется как физиологически, так и психологически. Следовательно, и взгляды на жизнь и роль в ней. Поэтому крайне важно в период кризиса поддержка и понимание человека, полное доверие его и в других людях. Проблема доверия затрагивает те жизненные моменты, когда человек полностью осознает себя и свое место в жизни. В период пубертатного возраста, в том числе и кризиса проблема доверия и недоверия можно пронаблюдать более ярко. Потому что идет полная перестройка организма и переосмысление человеком его жизни и роли в ней. Подросток в этот период претерпевает сложнейшие перемены, когда надо выбирать свою дальнейшую жизнь и быть уверенным, что он сделал правильный выбор. Поэтому, несомненно, важна роль родителей и близких людей. Здесь же можно отметить и момент первой влюбленности, когда нужно научиться доверять человеку, который был чужим, и полностью довериться ему. В зрелом возрасте проблема доверия может затрагивать почти все сферы жизнедеятельности. Это касается семьи, работы, окружающих людей. Для благоприятного взаимодействия с другими людьми в этом возрасте человек опирается на прошлый опыт, на свое воспитание. В среднем возрасте, когда большая часть жизни прожита, проблема доверия касается семьи и поддержки. Здесь же можно выделить и кризис утраты, как неизбежный этап в жизни. Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон. С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь. С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого. Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции - от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит. Как бы то ни было, мы в большей степени доверяем тем людям, кто нам больше по нраву, как и внешне, так и внутренне. Чем больше у человек положительных, с нашей точки зрения, качеств, тем больше мы можем ему довериться. Если человек будет более аргументирована позиция или он сможет нас убедить так или иначе в этой ситуации, то мы, несомненно, сможем довериться. Все вышеперечисленные позиции являются определяющими и в периоды кризисов у человека. Проблема доверия является актуальной темой и в наше время, когда стоит сложная ситуация во всех сферах деятельности людей и государства. Поэтому важно замечать и прорабатывать и вовремя подмечать ситуации, в которых может подорваться доверие к себе и к другим людям.
Литература: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5] 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -- М.: Изд-во МГУ, 1984. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998. 4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994
| |
Просмотров: 876 | | |
Всего комментариев: 0 | |