Главная » Статьи » Полезно всем и обо всем

Самосознание личности
В психолого-педагогической литературе "Я-концепцию" рассматривают как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок направленных на саму личность. Адекватная самооценка может быть как положительной, так и отрицательной. При положительной "Я-концепции" ценностное отношение к себе и к другому человеку характеризуется склонностью к пониманию позиции другого, способностью к личностному росту, соответствием своей сущности, ответственностью за свой выбор и поступки. Отрицательная самооценка свидетельствует о негативном отношении личности к собственному физическому состоянию, сопровождающуюся подавленностью, унынием в собственных силах. Заниженную самооценку целесообразно рассматривать как негативную "Я-концепцию", ощущение собственной неполноценности. Неадекватная самооценка может быть следствием повышенной или заниженной самооценки, которая не соответствует реальному "Я". Нарушение эмоционального механизма "Я-концепции", противоречие представлений, чувств, идей приводят к дисгармонии личности. Такое положение в социологии называют "когнитивным диссонансом". Внутреннее противоречие "Я-концепции" может быть причиной возникновения стресса, подавленности. При отрицательной "Я-концепции" снижается социальная активность личности, теряется желание саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, активной адаптации. На это обращал внимание в своих исследованиях К. Роджерс. Адекватная самооценка и положительная "Я-концепция" формируются и подкрепляются благодаря позитивным реакциям и оценкам авторитетных, значимых для личности людей. На самооценку также влияет ценностное отношение личности к определенному явлению. Ценностное отношение к собственному физическому "Я" следует рассматривать как детерминанту поведения личности в трех направлениях: 1) как лицо воспринимает себя и других (близкое окружение), 2) как другие (близкое окружение) воспринимают тебя 3) как лицо оценивает и понимает свое место в определенном пространстве.

Самосознание личности - сложное личностное образование, его структура состоит из связанных единиц: самооценки, уровня притязаний, социально-психологических ожиданий и образа "Я". Психологи определяют последнюю составляющую как интегральную форму самосознания человека. Анализ структуры личности позволяет выяснить, что образ "Я" является тем "каркасом", который способствует личности в выборе определенной линии поведения и является в целом глобальным механизмом ее саморегуляции. Исследования и анализ дают основания для предположения, что ценностное отношение к собственному физическому "Я" целесообразно рассматривать с позиций теорий сознания и "Я-концепции" личности, как системное интегральное образование, обусловленное влиянием когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов. Последние аккумулируют знания субъекта о себе и других, личностные умственные образования, переживание субъектом своей самооценки по сравнению с оценкой других субъектов, а также с оценкой и самооценкой свойств и качеств, возможностей, ценностей, которые проявляются в жизненном, учебном, спортивно-оздоровительном пространстве.
Категория: Полезно всем и обо всем | Добавил: lydia-08 (16.08.2013)
Просмотров: 530 | Теги: Я-концепция, Отрицательная самооценка, личность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: