Главная » Статьи » Статьи для родителей |
l Понятие
адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и
рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его
органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная рассматривается как приспособление
индивида к условиям социальной среды, является одним из основных
социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в
себя и принятие индивидом социальной роли. l Значение
социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и
социального окружения человека l У
учащихся пятых классов меняется их
социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система
деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда
является для человека в той или иной степени тревожной l Ребенок
же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности
представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о
ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр Возраст 10-11 лет l начинает
развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления
об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия, "память
становится мыслящей, а восприятие думающим«; l начинают
развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости
образования; l Наиболее
серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся:
навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос
интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и
содержательность устной речи. l Появляется
новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в
наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний); l проявляются
притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных
взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика l Существенно
меняется также характер самооценки школьников этого возраста.Самооценка подвергаются корректировке и переоценке
другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые
проявляются в общении. Адаптационный период l Резкое
изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего” в
начальной школе на "самого маленького” в средней — все это является довольно
серьезным испытанием для психики школьника. l В
адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив,
"развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться
работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда
нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной
форме характерны примерно для 70–80% школьников l У
большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как
правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых
процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше Рекомендации для родителей l Важно сделать так, чтобы пятиклассник постоянно
ощущал поддержку и помощь со стороны родителей; l объяснили,
с чем связаны различия требований разных педагогов; l помочь
подростку справиться с возникающими трудностями; l Необходимо показать, что некоторое
"обезличивание” подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития,
укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую
позицию; l Воодушевите
ребенка на рассказ о своих школьных делах. l Не
ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в
школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно
беседуйте с ребенком о школе. l Запоминайте
отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте
их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того,
обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах. l Не
связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и
поощрений. l Ваш
ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а
неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте
чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если
необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных
заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и
поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за
хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе
могут привести к эмоциональным проблемам. l Помогайте
ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. l Установите
вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными
с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их. l Помогите
ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. l Выясните,
что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам
можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление
узнавать что-нибудь новое. l Ищите
любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе,
в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,
чтобы покрасить определенную поверхность. l Особенные
усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу
в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. l Такие
события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого
учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к
стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать
больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать
проблемы в школе | |
Просмотров: 1963 | |
Всего комментариев: 0 | |