Один из распространенных видов отклонений у детей - нарушение интеллекта. Также встречается и другое определение этого заболевания - умственная отсталость. Также можно услышать понятие – олигофрения, которое было введено в 1915 году немецким психиатром Э. Крепелином. Он именно так обозначил нарушения интеллектуального развития.
Возникновение нарушений в познавательной деятельности детей, изменения в психике в большинстве случаев обусловлены поражением центральной нервной системы, в том числе, головного мозга. Дети, которым ставят такой диагноз, чаще всего имеют не только заторможенность в интеллектуальном развитии, но и существенные проблемы в эмоционально-волевой сфере. Чаще всего это накладывает свой отпечаток и на физическое развитие ребенка.
Данное состояние вызывается в большинстве случаев поражением коры головного мозга. Это может произойти во время беременности, в процессе рождения ребенка, а также и после родов. Инициатором такого поражения могут быть ряд факторов, которые условно можно поделить на внешние и внутренние.
К таким факторам можно отнести следующие:
- генетическая предрасположенность (если подобное заболевание есть у кого-то из родителей, то риск рождения ребенка с нарушением интеллекта очень велик);
- прием (а также и злоупотребление) будущей матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и других подобных веществ. Кроме того, если вышеперечисленные вещества употреблялись в момент зачатия ребенка, то в этом случае, они также могут повлиять на плод;
- патологии, возникшие в период внутриутробного развития (это всевозможные нарушения формирования органов плода, жизненно-важных систем плода, заболевания, перенесенные матерью во время беременности);
- травма, полученная при родах, асфиксия (например, когда ребенок запутался в пуповине);
- всевозможные заболевания, перенесенные ребенком, которые сопровождаются длительным обезвоживанием, дистрофией или воспалительные процессы головного мозга (менингит, энцефалит);
- травмы мозга (к примеру, кровоизлияние при родах, или сильное сдавливание головы ребенка);
- всевозможные внутричерепные опухоли.
Бывает и такое, что нарушение интеллектуального развития возникает у абсолютно нормальных по началу детей. Это чаще всего является результатом перенесенных заболеваний, таких как:
- эпилептические состояния;
- сильные ушибы;
- сотрясения;
- менингиты и энцефалиты;
Дети, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии, как правило, не интересуются окружающими предметами, происходящими событиями, что обусловлено отсутствием потребности в познании. С возрастом, это приводит к тому, что их жизненный опыт оказывается слишком скуден, как и словарный запас. Помимо этого, у таких детей ослаблены память и внимание. В отличие от своих сверстников они часто не могут сконцентрироваться на чем-либо, им сложно воспроизвести то, что они услышали, потому что они не могут связать логическими рассуждениями то, что слышат, а следовательно большая часть того, что им рассказывают - им непонятна.
Следующая группа детей - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями в большинстве случаев ограничены в движениях. Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разделяют на три группы в зависимости от характера заболевания.
Первая группа - дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т.п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к обучению этих детей в массовой школе.
Вторая группа - дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза.
Несмотря на то, что дети, имеющие такие отклонения, не утрачивают возможность восприятия и усвоения школьной программы, нарушения в движении (к примеру, в результате врожденного недоразвития конечностей или частичных поражениях) вызывают определенные трудности при обучении. В этой связи таким детям необходимо обучение в специализированных условиях, другими словами в специальных школах. В отдельную группу можно выделить детей, переболевших полиомиелитом, а также церебральным параличом, потому что проблемы и нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата у них вызваны патологическим развитием двигательных процессов центральной нервной системы.
Характеристика детей (клиническая картина и психолого-педагогический портрет) весьма разнообразны. К примеру, у детей страдающих одним и тем же церебральным параличом отличаются проявления нарушений движения. У одних это может затронуть руки, у других ноги. При этом также возможны проблемы со всеми конечностями. Встречается и такое явление как апраксия - состояние, при котором ребенок не может целенаправленно выполнять какие-либо практические действия.
Следующий вид детской инвалидности - заболевания, вызывающие речевые нарушения. Дети с речевыми нарушениями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект. Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в произношением, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а также проблемы с нарушением темпа и плавности речи.
Степени тяжести речевых нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей, которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в свою очередь, недоразвитием речи.
Есть и такое отклонение в речи как заикание. С такими детьми коррекционные мероприятия проводятся вместе со школьными занятиями. Построение занятий помогает преодолеть отставание и неуспеваемость. Успешность занятий с логопедом в условиях школы зависит еще и оттого, каким образом результаты, достигнутые совместно со школьным логопедом закрепляются дома.
Если речь идет о тяжелых речевых нарушениях, то здесь возможности обучаться таким детям в средней школе нет. Для таких детей существуют специальные детские сады и школы. Тяжелые нарушения речи проявляются в виде ярко выраженной недостаточности средств общения, при условии, что у ребенка в порядке слух и интеллект. Дети с подобными нарушениями имеют весьма скудный словарный запас и практически не разговаривают.
Вследствие этого у них очень ограничен словарный запас, ограничивается и общение с окружающими их людьми. Даже если учесть, что большая часть таких детей имеют способность понимать речь, которая к ним обращена, они сами не могут общаться при помощи слов с окружающими их людьми. Все это часто приводит к тому, что положение таких детей в коллективе становится весьма затруднительным, они не могут участвовать в играх со своими сверстниками, они не могут принять участие в общественной деятельности. А поэтому и развивающая функция общения крайне минимальна в данном случае. Таким образом, несмотря на нормальную способность умственного развития, дети с нарушениями речи весьма часто страдают вторичным психическим отставанием, что иногда мешает понять таких детей, и в результате складывается ошибочное мнение о них, в частности об их неполноценности в плане интеллектуального развития. Это ошибочное суждение часто поддерживается отставанием в понимании грамматики и арифметики.
При тяжелых речевых нарушениях у детей наблюдается общее недоразвитие речи. Оно проявляется виде звуковой неполноценности, а также лексической и грамматической. Как результат подобных нарушений, большая часть детей с подобными нарушениями страдают еще и ограниченностью мышления, речевых обобщения, при чтении и письме. Понятно, что все это осложняет усвоение и понимание научных основ, хотя первично, умственное развитие у них сохранено.
Осознание ребенком того, что он неполноценен и бессилен при попытках начать общение очень часто провоцирует такие изменения в характере как замкнутость, негативизм, нередко и бурным эмоциональным срывам. Иногда возникают апатичные состояния, равнодушие, вялость, неустойчивое внимание. Уровень проявлений подобных реакций находится в прямой зависимости от того в каких условиях находится ребенок. Если не его проблемах с речью не заостряется внимание, не указывается постоянно на то, что его речь неправильна, отсутствуют нетактичные высказывания в адрес ребенка, а наоборот все стремятся максимально его понять и сгладить то непростое положение которое есть у него в обществе, негативных реакций у ребенка наблюдается гораздо меньше.
Чаще всего, при соблюдении правильного педагогического подхода, дети с нарушениями речи могут овладеть устной и письменной речью, они даже могут усвоить стандартный объем знаний, которые даются в школе. При этом по мере развития речи, вторичные психические изменения пропадают. Отдельно бы хотелось рассмотреть такое нарушение речи как заикание. Заикание - не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Дети, с тяжелыми нарушениями речи должны обучаться в специальных школах и детские сады. Но при этом также возможно и их обучение в семье. В первую очередь, здесь необходим очень плотный контакт с ребенком. Нужно максимально внимательно относиться к такому ребенку. Суть обучения составляет коррекция дефекта при устной речи, а также подготовительные мероприятия, направленные на подготовку к усвоению грамоты. При этом особое внимание уделяется при обучении арифметике. Здесь важно как ребенок запоминает тексты заданий.
Помимо речевых нарушений нередко встречаются дети с нарушениями слуха. Глухота – полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов. Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.
Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом.
В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000,2000 Гц.
- 1-я степень тугоухости - снижение слуха не превышает 40дБ;
- 2-я степень тугоухости - снижение слуха от 40 до 55дБ;
- 3-я степень тугоухости – снижение слуха от 55 до 70 дБ;
- 4-я степень тугоухости – снижение слуха от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.
Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.
Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.
Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т.к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.
Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости. [9]
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р. М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие. К группе слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижения слуха, но возможно самостоятельное развитие речи.
Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, несет на себе большую ответственность, так как процесс включения ребенка в социум начинается именно в семье, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической компетентности ребенка, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.
Многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на специалистов, на то, что детский сад или школа справятся со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно. В последнее время по всей стране создаются службы помощи, направленные на работу с семьями, имеющими детей с нарушениями развития. Возрастает роль психолого-медико-педагогических комиссий и центров сопровождения.
|