Главная » Статьи » Статьи для родителей |
труктураЛ.С.
Стремоусова Россия,
г. Екатеринбург, ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический
университет»
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В
статье раскрываются основные проблемы социально-психологической
адаптированности одаренных школьников, обсуждаются вопросы особенностей
процесса адаптации одаренных детей, а также раскрывается сущность и
структурно-содержательные характеристики адаптированности одаренных школьников.
Ключевые
слова: социально-психологическая адаптация, одаренность, дезадаптивное
поведение.
Проблема
социально-психологической адаптации одаренных школьников является центральной
темой исследования во многих областях знания и пока еще далека от разрешения. В
последнее время исследования адаптации личности приобретают все большую значимость
в научных областях знаний. Теоретический анализ отечественной и зарубежной
научной литературы показывает, что проблема социально-психологической адаптации
является междисциплинарной и представлена в исследования в таких областях, как
педагогика, психология, философия, медицина, биология, социология. Существует ряд работ, в
которых раскрыта биосоциальная природа человека, а также представлены
философско-методологические проблемы теории адаптации, к ним можно отнести
работы А.Н. Леонтьева, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, О.И. Зотовой. Работы Александровского
Ю.А., В.С. Ротенберга, В.П. Казначеева наиболее полно отражают специфику
медико-психологических аспектов адаптации личности. Вопросы прикладных
аспектов процесса адаптации личности нашли отражение в работах Т.Н. Вершининой,
О.П. Баклицкой в направлении исследования адаптации в разных сферах
производственной и трудовой деятельности. Ряд работ посвящен изучению адаптации
личности в различных малых группах в условиях производства и учебы (И.И.
Кряжева, Г.В. Ложкин). Привлекают внимание в аспекте проблематики, поставленной
в данной статье, работы по вопросам социально-психологической адаптированности
личности школьника (В.А. Аверин, В.В. Бойко, Н.Ю. Максимова). Перечисленные
исследования внесли серьезный вклад в изучение социально-психологической
адаптированности одаренных школьников, однако по-прежнему актуальной остается
проблема изучения структурно-содержательных характеристик адаптации личности одаренных
школьников и разработке психокоррекционных программ, способствующих достижению
полноценного развития и самореализации личности. Современный этап
развития образования ориентируется на создание условий для полноценного
развития ребенка, основываясь на целостном подходе к формированию окружающей
среды. Проблема социально-психологической адаптации одаренных школьников
представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее
востребованность психологической и общеобразовательной практикой обусловлена
самой ситуацией развития личности школьника на современном этапе. Одаренные дети
составляют своеобразную зону риска, требующую повышенного педагогического и
психологического внимания. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в
обществе мешают социально-психологические и личностные трудности.
Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в
формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное и
агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему отношения сверстников и
взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных
потребностей - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности,
защитной агрессии. Следует отметить, что
на сегодняшний день проблема изучения психологических условий развития и
формирования адаптационного потенциала одаренных школьников в условиях
общеобразовательного учреждения исследована недостаточно. В настоящее время
одним из главных механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный
подход в обучении и воспитании становится психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение ребенка. Под процессом сопровождения понимается
обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения усилий разных
специалистов (педагогов, психологов, валеологов, социальных педагогов, врачей),
работающих в системе образования. Основные приоритеты психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения определяют повышенное внимание к личностному
развитию школьников в учебно-воспитательном процессе и их
социально-психологической адаптивности. «Психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение ребенка - необходимое условие полноценного
развития и социальных гарантий в области образования[u1] ». В настоящее время
становится актуальной тенденция изучения социально-психологической адаптивности
личности, вместе с тем проблема изучения социально-психологической адаптивности
одаренных школьников изучена недостаточно. Принимая во внимание достижения
исследований социально-психологической адаптированности одаренных школьников,
необходимо представить содержательные характеристики данного понятия. [u2] В анализе
социально-психологической адаптированности личности, как интегрированного
явления, можно выделить структуру, характеризующую ее содержательную сторону, а
также – структуру отдельных элементов. Для
наиболее полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы
Т.В. Барласа (изучение особенностей социально-психологической адаптации при
психосоматических и невротических нарушениях), Н.Е. Шустовой, В.В. Грищенко
(изучение социально-психологической адаптации с точки зрения удовлетворенности
материальным положением), Маклакова А.Г. (оценка социально-психологической
адаптации как нервно-психической устойчивости) и других.
Несомненная важность
представленных подходов состоит в том, что на основе разнообразных исследований
можно предположить, что социально-психологическая адаптация является феноменом,
характеризующийся комплексной совокупностью взаимосвязанных компонентов. С точки зрения Т.О.
Паршиной, опирающейся в своих работах на исследования личностного
адаптационного потенциала, существует пять уровней социально-психологической
адаптации личности. К первому уровню
социально-психологической адаптации автор относит адаптационный потенциал
личности. В данном случае автор обращается к работам и исследованиям Ганса
Селье. Селье в своих работах сводит
понятие адаптационного потенциала к «поверхностной» и «глубинной»
энергии. Так, первый тип энергии постоянно расходуется под воздействием
окружающей среды и нуждается в пополнении ресурсов из второго типа энергии. Следует отметить, что
данный компонент в свою очередь делится на несколько составляющих: ·
Биопластический компонент – врожденные
ресурсы организма; ·
Биографический компонент –
индивидуальная история жизни человека; ·
Психический компонент – скрытые и
реальные возможности человека; ·
Личностно-регулятивный компонент –
сложившаяся система личностной регуляции. Ко второму уровню
социально-психологической адаптации можно отнести простые бытовые ситуации,
повторяющихся изо дня в день настолько часто, что достигают уровня автоматизма
и перестают осознаваться. Данный уровень является бессознательным поведенческим
актом, проявляющимся на актуальную предметную ситуацию. Третий уровень включает
социальные фиксированные установки (аттитюды). Ему соответствуют диспозиции,
формирующиеся на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой
группе, и регулирующие этот уровень диспозиции поступки личности. Четвертый уровень социально-психологической
адаптации составляют базовые социальные установки, формирующиеся в тех сферах
деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности,
проявляемой как конкретная работа, область досуга и т.д. Этот уровень
регулирует поведение личности, и здесь социально-психологическая адаптация
рассматривается как совокупность поступков личности или поведение, когда
личность знает и направляет свою активность в ту или иную социальную сферу,
благодаря чему осуществляется ее потребность в самореализации. И, наконец, пятый
уровень характеризуется наличием ценностных ориентаций личности, регулирующих
ее поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной
активности. Другими словами, ценностные ориентации, которыми руководствуется
личность при постановке дальних целей, построении жизненного плана, отвечают
особенностям образа жизни общества, класса, больших социальных групп, в которые
включена личность, т.е. одобряема ими и эффективна. В итоге рассмотрения
данного вопроса можно сказать, что социально-психологическая адаптация
представляет динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной
стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с
другой, - условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и
функционирует. Переходя к
содержательным характеристикам социально-психологической адаптированности
одаренных школьников, следует отметить проблемы адаптации, стоящих перед
интеллектуально одаренными детьми. ·
Негативное отношение к школе. Данная
проблема возникает как следствие несоответствия учебного плана высоким
способностям ребенка; ·
Несовпадение игровых интересов.
Одаренным детям свойственно выбирать более сложные игры, чем это делают их
сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается изолированным и
уходит в себя; ·
Отсутствие конформности личности. Как
следует из названия, одаренным детям не свойственны проявления конформизма,
особенно в том случае, если интересы ребенка не совпадают с интересами
общества, что также приводит к некоторой изолированности ребенка от социальных
групп; ·
Чрезмерная увлеченность философскими
размышлениями. Одной из характеристик одаренных детей является их погруженность
в философские проблемы, в большей степени, нежели для ровесников; ·
Несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают
общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно
становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии; ·
Стремление к идеалу, совершенству. Здесь
идет речь о перфекционизме одаренных детей, их стремлению постоянно достигать
совершенства, высоких результатов в чем-либо; ·
Постоянное чувство неудовлетворенности.
Для одаренных детей свойственно испытывать ощущение неудовлетворенности,
незавершенности какого-либо дела. Как следствие, возникают проблемы с
самооценкой, с самоотношением и чувством собственной неадекватности; ·
Постановка нереалистичных целей. В случае невозможности достичь поставленной
цели одаренные дети начинают по этому поводу тревожиться, переживать,
испытывать состояние фрустрации. Однако, следует отметить, что данная
особенность, как стремление к совершенству является в большей степени
положительной, т.к. приводит к высоким достижениям к какой-либо области знаний; ·
Повышенная эмоциональная
чувствительность. Одаренные дети очень уязвимы в плане вербальных или
невербальных проявлений. Очень часто одаренный ребенок воспринимается как
гиперактивный, отвлекающийся, поскольку постоянно реагирует на различные
раздражители и стимулы; ·
Высокий уровень потребности во внимании
со стороны взрослых. Здесь следует отметить, что стремление одаренного ребенка
привлекать к себе внимание приводит к конфликтным ситуациям со сверстниками, с
одноклассниками, которых может раздражать жажда такого внимания; ·
Нетерпимость к окружающим. Одаренные
дети в редких случаях проявляют терпимость к детям, имеющим уровень
интеллектуального развития ниже, чем у них, что приводит к отталкиванию,
изолированию, презрению со стороны сверстников; Сказанное позволяет
заключить, что, с одной стороны у одаренных детей присутствует неиспользование
личностного потенциала, с другой стороны отсутствуют реальные средства
адаптации и включения в социальную среду. Как отмечают специалисты, трудности
социально-психологической адаптации одаренных школьников способствуют
повышенной тревожности личности, которая препятствует успешной социализации и
реализации личностного потенциала. Одаренные дети отличаются тем, что им трудно
приспособиться к социуму, в связи с тем, что они обладают противоречивыми
личностными характеристиками и сложной внутренней организацией. Заслуживает быть
отмеченным в рамках данной работы разновидности социально-психологической
адаптации одаренных школьников, как одной из характеристик содержательного
анализа данного феномена. ·
Нормальная адаптация. Под нормальной
адаптацией здесь понимается такой адаптационный процесс, который приводит к
устойчивой адаптированности в определенных ситуациях без каких-либо
патологических изменений ее структуры. В качестве нормальной защитной
адаптацией одаренные школьники могут использовать следующие защитные механизмы
– агрессию, проекцию, обратную реакцию и другие, в том случае, если они не
стали патологическими. Незащитные адаптивные процессы используются одаренными
школьниками в нефрустрирующих проблемных ситуациях и осуществляются без
использования защитных механизмов. Здесь одаренные дети используют в полной
мере психические познавательные процессы личности, процессы целеполагания и
другие процессы; ·
Девиантная адаптация. Наиболее
распространенный тип адаптации одаренных школьников. Суть его заключается в
том, что процессы социально-психологической адаптации личности, обеспечивают
удовлетворение потребностей личности в данной группе, например, школьном
классе, но ожидания остальных участников (учителей, одноклассников) не
оправдывается таким поведением; ·
Патологическая адаптация. Такой тип
адаптации заключается в социально-психологическом процессе, который полностью
или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм
поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера,
входящих в состав невротических и психотических синдромов; ·
Адаптация и ситуация. Данный тип
адаптации может реализовываться одаренными школьниками двумя путями: 1. адаптация
путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации; 2. адаптация
с сохранением ситуации. В целом, проблема
социально-психологической адаптации людей стоит остро в современном обществе в
связи с предъявлением современного общества к адаптационным возможностям
личности. В связи с тем, что адаптационные возможности одаренных школьников
обладают меньшими ресурсными возможностями, возникает необходимость в
диагностике и коррекции социально-психологической адаптации. Критерии
адаптированности, которые могут быть выделены нами в данной работе следующие: ·
Активная жизненная позиция и разрешение
проблем на конструктивном уровне, с использованием своих внутренних
возможностей и ресурсов; ·
Наличие четких жизненных планов и
стратегий для их осуществления; ·
Достаточный уровень развития всех
основных сторон личности, удовлетворенность отношениями в жизненно значимых
сферах межличностного гармоничного взаимодействия. Наряду с этим
необходимо отметить следующее, проблемы, к которым приводят неадаптивность,
дезадаптация личности одаренных школьников могут быть самыми различными,
начиная от повышенной тревожности и заканчивая психосоматическими нарушениями. Для
эффективной организации и реализации психологической помощи и поддержки
интеллектуально одаренным школьникам необходимы четкие критерии диагностики
уровня развития социально-психологической адаптации, на что и было направлено
содержание данной статьи. При всей значимости
работ названных ранее исследователей, они не исчерпывают многих проблем,
значение которых повысилось в последнее время в связи с требованиями общества к
физическому, психическому и психологическому состоянию одаренных школьников, к
гармоничному развитию и удовлетворенностью жизнью, а также требованиями,
предъявляемые одаренным школьникам для эффективного реагирования на любые
изменения среды. Список
литературы 1.
Барлас Т. В. Особенности
социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических
нарушениях [Текст] / Т.В. Барлас // Психологический журнал. 1994. N 6. С. 117 -
120. 2.
Маклаков А. Г. Личностный адаптационный
потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] /
А.Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. Т. 22. N 1. С. 16 - 24. 3.
Посохова С.Т. Психология адаптирующейся
личности: субъективный подход [Текст] / С.Т. Посохова. Дис. на соискание д.
псих. н. СПб., 2001. – 314 с. 4.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е.
Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская,
М.Е. Богоявленская. Выпуск 1 – М.:. МИОО, 2005. – 176 с.
| |
Просмотров: 3555 | | |
Всего комментариев: 0 | |