Главная » Статьи » Статьи для родителей

Структурно-содержательный анализ социально-психологической адаптированности одаренных школьников

труктураЛ.С. Стремоусова

Россия, г. Екатеринбург, ФГБОУ

ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

 

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В статье раскрываются основные проблемы социально-психологической адаптированности одаренных школьников, обсуждаются вопросы особенностей процесса адаптации одаренных детей, а также раскрывается сущность и структурно-содержательные характеристики адаптированности одаренных школьников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, одаренность, дезадаптивное поведение.

 

Проблема социально-психологической адаптации одаренных школьников является центральной темой исследования во многих областях знания и пока еще далека от разрешения. В последнее время исследования адаптации личности приобретают все большую значимость в научных областях знаний. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что проблема социально-психологической адаптации является междисциплинарной и представлена в исследования в таких областях, как педагогика, психология, философия, медицина, биология, социология.

Существует ряд работ, в которых раскрыта биосоциальная природа человека, а также представлены философско-методологические проблемы теории адаптации, к ним можно отнести работы А.Н. Леонтьева, Л.И. Вассермана, Л.С. Выготского, О.И. Зотовой.

Работы Александровского Ю.А., В.С. Ротенберга, В.П. Казначеева наиболее полно отражают специфику медико-психологических аспектов адаптации личности.

Вопросы прикладных аспектов процесса адаптации личности нашли отражение в работах Т.Н. Вершининой, О.П. Баклицкой в направлении исследования адаптации в разных сферах производственной и трудовой деятельности. Ряд работ посвящен изучению адаптации личности в различных малых группах в условиях производства и учебы (И.И. Кряжева, Г.В. Ложкин). Привлекают внимание в аспекте проблематики, поставленной в данной статье, работы по вопросам социально-психологической адаптированности личности школьника (В.А. Аверин, В.В. Бойко, Н.Ю. Максимова).

Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в изучение социально-психологической адаптированности одаренных школьников, однако по-прежнему актуальной остается проблема изучения структурно-содержательных характеристик адаптации личности одаренных школьников и разработке психокоррекционных программ, способствующих достижению полноценного развития и самореализации личности.

Современный этап развития образования ориентируется на создание условий для полноценного развития ребенка, основываясь на целостном подходе к формированию окружающей среды. Проблема социально-психологической адаптации одаренных школьников представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Ее востребованность психологической и общеобразовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности школьника на современном этапе.

Одаренные дети составляют своеобразную зону риска, требующую повышенного педагогического и психологического внимания. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии.

Следует отметить, что на сегодняшний день проблема изучения психологических условий развития и формирования адаптационного потенциала одаренных школьников в условиях общеобразовательного учреждения исследована недостаточно. В настоящее время одним из главных механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании становится психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка. Под процессом сопровождения понимается обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения усилий разных специалистов (педагогов, психологов, валеологов, социальных педагогов, врачей), работающих в системе образования. Основные приоритеты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения определяют повышенное внимание к личностному развитию школьников в учебно-воспитательном процессе и их социально-психологической адаптивности. «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка - необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования[u1] ».

В настоящее время становится актуальной тенденция изучения социально-психологической адаптивности личности, вместе с тем проблема изучения социально-психологической адаптивности одаренных школьников изучена недостаточно.

Принимая во внимание достижения исследований социально-психологической адаптированности одаренных школьников, необходимо представить содержательные характеристики данного понятия. [u2] 

В анализе социально-психологической адаптированности личности, как интегрированного явления, можно выделить структуру, характеризующую ее содержательную сторону, а также – структуру отдельных элементов.  Для наиболее полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены работы Т.В. Барласа (изучение особенностей социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях), Н.Е. Шустовой, В.В. Грищенко (изучение социально-психологической адаптации с точки зрения удовлетворенности материальным положением), Маклакова А.Г. (оценка социально-психологической адаптации как нервно-психической устойчивости)  и других. 

Несомненная важность представленных подходов состоит в том, что на основе разнообразных исследований можно предположить, что социально-психологическая адаптация является феноменом, характеризующийся комплексной совокупностью взаимосвязанных компонентов. 

С точки зрения Т.О. Паршиной, опирающейся в своих работах на исследования личностного адаптационного потенциала, существует пять уровней социально-психологической адаптации личности.

К первому уровню социально-психологической адаптации автор относит адаптационный потенциал личности. В данном случае автор обращается к работам и исследованиям Ганса Селье. Селье в своих работах сводит  понятие адаптационного потенциала к «поверхностной» и «глубинной» энергии. Так, первый тип энергии постоянно расходуется под воздействием окружающей среды и нуждается в пополнении ресурсов из второго типа энергии.

Следует отметить, что данный компонент в свою очередь делится на несколько составляющих:

·        Биопластический компонент – врожденные ресурсы организма;

·        Биографический компонент – индивидуальная история жизни человека;

·        Психический компонент – скрытые и реальные возможности человека;

·        Личностно-регулятивный компонент – сложившаяся система личностной регуляции.

Ко второму уровню социально-психологической адаптации можно отнести простые бытовые ситуации, повторяющихся изо дня в день настолько часто, что достигают уровня автоматизма и перестают осознаваться. Данный уровень является бессознательным поведенческим актом, проявляющимся на актуальную предметную ситуацию.

Третий уровень включает социальные фиксированные установки (аттитюды). Ему соответствуют диспозиции, формирующиеся на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и регулирующие этот уровень диспозиции поступки личности.

Четвертый уровень социально-психологической адаптации составляют базовые социальные установки, формирующиеся в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная работа, область досуга и т.д. Этот уровень регулирует поведение личности, и здесь социально-психологическая адаптация рассматривается как совокупность поступков личности или поведение, когда личность знает и направляет свою активность в ту или иную социальную сферу, благодаря чему осуществляется ее потребность в самореализации.

И, наконец, пятый уровень характеризуется наличием ценностных ориентаций личности, регулирующих ее поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях социальной активности. Другими словами, ценностные ориентации, которыми руководствуется личность при постановке дальних целей, построении жизненного плана, отвечают особенностям образа жизни общества, класса, больших социальных групп, в которые включена личность, т.е. одобряема ими и эффективна.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что социально-психологическая адаптация представляет динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с другой, - условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и функционирует.

Переходя к содержательным характеристикам социально-психологической адаптированности одаренных школьников, следует отметить проблемы адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.

·        Негативное отношение к школе. Данная проблема возникает как следствие несоответствия учебного плана высоким способностям ребенка;

·        Несовпадение игровых интересов. Одаренным детям свойственно выбирать более сложные игры, чем это делают их сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается изолированным и уходит в себя;

·        Отсутствие конформности личности. Как следует из названия, одаренным детям не свойственны проявления конформизма, особенно в том случае, если интересы ребенка не совпадают с интересами общества, что также приводит к некоторой изолированности ребенка от социальных групп;

·        Чрезмерная увлеченность философскими размышлениями. Одной из характеристик одаренных детей является их погруженность в философские проблемы, в большей степени, нежели для ровесников;

·        Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии;

·        Стремление к идеалу, совершенству. Здесь идет речь о перфекционизме одаренных детей, их стремлению постоянно достигать совершенства, высоких результатов в чем-либо;

·        Постоянное чувство неудовлетворенности. Для одаренных детей свойственно испытывать ощущение неудовлетворенности, незавершенности какого-либо дела. Как следствие, возникают проблемы с самооценкой, с самоотношением и чувством собственной неадекватности;

·        Постановка нереалистичных целей.  В случае невозможности достичь поставленной цели одаренные дети начинают по этому поводу тревожиться, переживать, испытывать состояние фрустрации. Однако, следует отметить, что данная особенность, как стремление к совершенству является в большей степени положительной, т.к. приводит к высоким достижениям к какой-либо области знаний;

·        Повышенная эмоциональная чувствительность. Одаренные дети очень уязвимы в плане вербальных или невербальных проявлений. Очень часто одаренный ребенок воспринимается как гиперактивный, отвлекающийся, поскольку постоянно реагирует на различные раздражители и стимулы;

·        Высокий уровень потребности во внимании со стороны взрослых. Здесь следует отметить, что стремление одаренного ребенка привлекать к себе внимание приводит к конфликтным ситуациям со сверстниками, с одноклассниками, которых может раздражать жажда такого внимания;

·        Нетерпимость к окружающим. Одаренные дети в редких случаях проявляют терпимость к детям, имеющим уровень интеллектуального развития ниже, чем у них, что приводит к отталкиванию, изолированию, презрению со стороны сверстников;

Сказанное позволяет заключить, что, с одной стороны у одаренных детей присутствует неиспользование личностного потенциала, с другой стороны отсутствуют реальные средства адаптации и включения в социальную среду. Как отмечают специалисты, трудности социально-психологической адаптации одаренных школьников способствуют повышенной тревожности личности, которая препятствует успешной социализации и реализации личностного потенциала. Одаренные дети отличаются тем, что им трудно приспособиться к социуму, в связи с тем, что они обладают противоречивыми личностными характеристиками и сложной внутренней организацией.

Заслуживает быть отмеченным в рамках данной работы разновидности социально-психологической адаптации одаренных школьников, как одной из характеристик содержательного анализа данного феномена.

·        Нормальная адаптация. Под нормальной адаптацией здесь понимается такой адаптационный процесс, который приводит к устойчивой адаптированности в определенных ситуациях без каких-либо патологических изменений ее структуры. В качестве нормальной защитной адаптацией одаренные школьники могут использовать следующие защитные механизмы – агрессию, проекцию, обратную реакцию и другие, в том случае, если они не стали патологическими. Незащитные адаптивные процессы используются одаренными школьниками в нефрустрирующих проблемных ситуациях и осуществляются без использования защитных механизмов. Здесь одаренные дети используют в полной мере психические познавательные процессы личности, процессы целеполагания и другие процессы;

·        Девиантная адаптация. Наиболее распространенный тип адаптации одаренных школьников. Суть его заключается в том, что процессы социально-психологической адаптации личности, обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе, например, школьном классе, но ожидания остальных участников (учителей, одноклассников) не оправдывается таким поведением;

·        Патологическая адаптация. Такой тип адаптации заключается в социально-психологическом процессе, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов;

·        Адаптация и ситуация. Данный тип адаптации может реализовываться одаренными школьниками двумя путями: 1. адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации; 2. адаптация с сохранением ситуации.

В целом, проблема социально-психологической адаптации людей стоит остро в современном обществе в связи с предъявлением современного общества к адаптационным возможностям личности. В связи с тем, что адаптационные возможности одаренных школьников обладают меньшими ресурсными возможностями, возникает необходимость в диагностике и коррекции социально-психологической адаптации.

Критерии адаптированности, которые могут быть выделены нами в данной работе следующие:

·        Активная жизненная позиция и разрешение проблем на конструктивном уровне, с использованием своих внутренних возможностей и ресурсов;

·        Наличие четких жизненных планов и стратегий для их осуществления;

·        Достаточный уровень развития всех основных сторон личности, удовлетворенность отношениями в жизненно значимых сферах межличностного гармоничного взаимодействия.

Наряду с этим необходимо отметить следующее, проблемы, к которым приводят неадаптивность, дезадаптация личности одаренных школьников могут быть самыми различными, начиная от повышенной тревожности и заканчивая психосоматическими нарушениями. Для эффективной организации и реализации психологической помощи и поддержки интеллектуально одаренным школьникам необходимы четкие критерии диагностики уровня развития социально-психологической адаптации, на что и было направлено содержание данной статьи.

При всей значимости работ названных ранее исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с требованиями общества к физическому, психическому и психологическому состоянию одаренных школьников, к гармоничному развитию и удовлетворенностью жизнью, а также требованиями, предъявляемые одаренным школьникам для эффективного реагирования на любые изменения среды.  

Список литературы

1.                Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях [Текст] / Т.В. Барлас // Психологический журнал. 1994. N 6. С. 117 - 120.

2.                Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. Т. 22. N 1. С. 16 - 24.

3.                Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход [Текст] / С.Т. Посохова. Дис. на соискание д. псих. н. СПб., 2001. – 314 с.

4.                Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. Выпуск 1 – М.:. МИОО, 2005. – 176 с.

 

 

 

Категория: Статьи для родителей | Добавил: lydia-08 (07.07.2013)
Просмотров: 3555 | Теги: адаптация, одаренные школьники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0