Следует четко разграничивать понятия тревоги и тревожности. Тревога является единичным и эпизодическим проявлением беспокойства, волнения ребенка, в тоже время, тревожность выступает как устойчивое состояние личности. Особенностью тревожности является ее постоянство и проявление в самых различных жизненных ситуациях. Самое общее определение тревожности - «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
- Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста:
- Конфликтные отношения в семье;
- Отдаленность родителей от ребенка;
- Авторитарный стиль общения педагога с ребенком;
- Непоследовательность действия с ситуации поощрения или наказания родителями и педагогом;
- Ситуация повышенной ответственности;
- Индивидуально-психологические особенности личности ребенка.
- Психологическая помощь тревожным детям сопряжена с определенными трудностями и требует длительной и качественной работы. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки;
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- Снятие мышечного напряжения.
- Рекомендации родителям тревожного ребенка:
- Старайтесь как можно чаще поощрять активность ребенка в выполнении какого-либо вида деятельности;
- Будьте последовательны в своих действиях;
- Не бойтесь избаловать ребенка;
- Не приводите своему ребенку пример поведения других детей;
- Проявляйте уверенное поведение в своих поступках;
- Используя наказание, не унижайте ребенка;
- Старайтесь больше хвалить своего ребенка за успешное выполнение какого-либо задания.
- Рекомендации педагогам тревожного ребенка:
- Не завышайте свои требования к ребенку, следуйте уровню его психического и физического развития;
- Чаще хвалите ребенка, что будет способствовать повышению его самооценки;
- Предоставьте возможность ребенку ежедневно выполнять какое-либо задание, с которым он успешно справляется, например, поливать цветы и пр.
- Будьте последовательны в своих поступках;
- Чаще используйте поощрение, нежели наказание (10,4).
|