Главная » Статьи » Статьи для родителей |
В современном российском обществе глобальной становится проблема разрушения института семьи. Социальные корни патриархальной, славянской семьи, ведущей здоровый образ жизни, присущи редким представителям российского общества. Состояние современной экономики, безработица, пьянство, падение уровня жизни привело к резкому росту семей, не способных создать условия для нормального воспитания детей. Семья нередко описывается в литературе как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности. В силу своих воспитательных возможностей и всего комплекса взаимодействий между своими членами, представляющими определенные личностные образцы, создает конкретные условия для физического, психологического и социального развития ребенка. Благодаря этим воздействиям семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Одновременно семья передает ребенку духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. На сегодняшний день не существует единого подхода, концепции или теории, которая бы в полной мере объясняла развитие детско-родительских отношений. Детско-родительские отношения в психологии и педагогике до сих пор неоднозначно определяются многими авторами и исследователями. Изучением детско-родительских отношений занимались такие исследователи, как Мухина В.С., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Лисина М.И., Демина В.В., Божович Л.И., и многие другие педагоги и психологи. Исследование детско-родительских отношений представляет собой одно из ключевых направлений в теории и практике работы с детьми и подростками. Причем, наиболее востребованными выступают актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями, их история и развитие, особенно в критических точках онтогенеза. Например, Смирнова Е.О., раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так для родителя. Во - вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. В - третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку. С точки зрения Дубровиной И.В., занимающейся исследованиями в области практической психологии, рассматривает детско-родительские отношения как основной источник социализации. А основным механизмом социализации является воспитание. Выготский Л.В., определяя проблему детско-родительских отношений, показал, что изменение отношения родителей к ребенку происходит в связи с тем, что происходят изменения в самом ребенке – смена ведущего вида деятельности, смена взаимоотношений с окружающими, смена психического развития и другие факторы. По данным ВОЗ нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных детско- родительских отношений , когда «отношение взрослого к ребенку может не носить явно выраженный психотравмирующий характер, но, тем не менее, может препятствовать нормальному онтогенезу , наносить ущерб психологическому здоровью ребенка». Как отмечают В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов, такая ситуация приводит к тому, что блокируется своевременная реализация способностей и возможностей ребенка, гасится его инициативность и самостоятельность, деформируются его отношения с людьми, изменяется самоотношение. «В своем крайнем выражении это проявляется в тех или иных формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения ребенка». Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания. При неблагоприятном стиле воспитания в семье, нарушение в отношениях между родителями и подростком приводят к снижению воспитательной функции в семьи, и в дальнейшем может способствовать развитию у подростка нежелательного поведения. Например, к таким последствиям можно отнести тунеядство подростка, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, развитие психических и психологических отклонений. Все эти последствия непосредственным образом исходят из семейных отношений. Развод родителей, атмосфера напряженности и конфликтности в семейных отношениях еще больше может усугубить возникшую проблемную ситуацию. Ребенок начинает искать необходимое ему тепло за пределами дома, уходя на улицу, общаясь со своими сверстниками. Анализируя психолого-педагогическую, социальную работу с семьями, следует отметить, что в Пермском крае данная проблема набирает свою социальную значимость и актуальность. Так, в последнее время разработаны несколько законопроектов, направленных на повышение социальной, психологической, педагогической работы с семьями. Активно работа ведется в социально-психологическом сопровождении неблагополучных семей, социальных сирот. В целях повышения эффективности управления системой по защите прав детей на территории Пермской области, в соответствии с Законом Пермской области представлен указ, в котором представлены положения о службах по устройству детей в семьи. Также эффективно налажена работа во взаимоотношениях органов опеки и попечительства, учреждений, передающих ребенка (детей) на патронатное воспитание, патронатных воспитателей. Также в 2014 году разработан проект концепции долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы». Концепция долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы» определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной политики по обеспечению базовых, гарантированных от рождения прав детей на жизнь, здоровье, воспитание в семье и индивидуальное развитие, а также обеспечение государственной поддержки семьи, имеющей детей. Концепция разработана в соответствии с основными международными, федеральными и региональными правовыми документами, отражающими проблемы и задачи по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни семьи и детей. В заключение можно отметить, что бесспорна ведущая роль семьи и внутрисемейных отношений на становление личности ребенка. Основополагающим принципом работы являются идеи Л.С. Выготского о культурно-исторической обусловленности личности ребенка, о понимании социальной ситуации как первичной по отношению к развитию ребенка. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что семейное воспитание выступает основным условием становления и развития агрессивного, девиантного поведения ребенка. Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его эмоционального неблагополучия. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.
| |
Просмотров: 881 | | |
Всего комментариев: 0 | |