Запечетливает модель мира в семье. Формируется
отношение к старшим. Дети запоминают
отношение родителей к труду. Девочка -
мама в труде (стирает, убирает, готовит). Мальчик – папа в отдыхе (он видит
папу тогда, когда он приходит с работы).
Кризис появления индивида на свет – потеря в весе в первые дни
после рождения. Комплекс оживления –
взгляд ребенка в глаза взрослого, улыбка взрослому, двигательное
оживление. Кризис 1 года –
появляется плаксивость, угрюмость, обидчивость.
|
Возраст телесного становления, когда ведущим видом
деятельности выступает игра. Через игру дети ухватывают суть межличностных
отношений (формы, способы, методы). В
этом возрасте необходимо исключить игру на компьютере, т.к. в этом возрасте
должна преобладать манипуляция с предметами и развиваться мелкая моторика.
Кризис трех лет –
1.
Негативизм
2.
Упрямство
3.
Строптивость
4.
Своеволие
5.
Протест,
бунт
6.
Симптом
обесценивания родителей
7.
Деспотизм
по отношению к родителям.
|
Происходит активизация задатков. Если в этом
возрасте делать упор на интеллектуальное развитие ребенка, то в будущем у
него возникнут проблемы с общением.
Также в этом возрасте запечетливается отношение к труду. 2/3 своего
времени ребенок проводит в труде 3 вида трудовой деятельности: 1.
Самообслуживание (обеспечивает самого себя). 2. Работа – деятельность,
которая обеспечивает наши способности (интеллектуальные, творческие,
ремесленные). 3. Сам труд – откликается на нужду, просьбу, т.е. выполняет
какое-либо дело из нужды, просьбы, любви.
|
Ребенок открыт на учение.
Главным авторитетом здесь становится учитель, а не
как ранее родители. Если родитель принимает то, что для ребенка он уже не
является авторитетом, то конфликта между ним и ребенком не возникает.
Кризис семи лет – кривляние дома с родителями,
послушание в школе.
|
Начинается половое созревание. Резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны развития. Если в данном возрасте ребенок
не научится почитать учителя, то к
23-24 годам не сможет исполнять социальные правила
|
Авторитет сверстников. Реализуется модель мира,
которую он видел от рождения до трех лет. Здесь необходимо создать условия
для реализации способностей ребенка
(творческих, спортивных).
Кризис 12 лет – падение работоспособности.
Противоречие между способностью подростка самостоятельно выбирать круг
общения и сферу взаимодействия, и ее ограничение со стороны взрослых.
|
Процесс обретения ценностей, становление
мировоззрения. Стремление к автономии, т.е. независимости. В этом возрасте
дети хотят выговориться, познать самих себя. Основные понятия здесь – дружба,
нравственность, духовность.
|
Обострение
конфликтов отцов и детей. Родители не дают самостоятельности. Основная цель –
осознать себя в мире профессий.
Юность
стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе «Кто Я?» «Каким
я должен быть?»
Для
юноши важно самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни с дальнейшим
образование и самообразованием.
Кризис 17 лет – юношеское отрицание всего,
чувство одиночества максимализм, черное - белое.
|